Что такое спидометр автомобиля и как он работает на машине бывает ли погрешность, когда показывает с

Какой спидометр точнее – цифровой или механический

Производителями спидометров было предусмотрено незначительное преувеличение реальных показателей скорости. Это сделано с одной целью – обеспечить безопасность движения, чтобы гарантировать снижение случаев нарушения рекомендованного скоростного режима. Если бы спидометр работал в обратном направлении, то есть на снижение реальных показателей скорости, это привело бы к множественным судам, касающимся штрафов за превышение скоростного режима, и в конечном итоге многим производителям автомобилей пришлось бы выплачивать компенсации пострадавшим.

На сегодняшний день средняя допустимая погрешность спидометров – не более 10% при скорости 200 км/ч. но при снижении скорости погрешность уменьшается. Например, если автомобиль движется со скоростью 100-110 км/ч, погрешность спидометра будет не более 5-10 км. При соблюдении скоростного режима в 60 км/ч показатели спидометра будут практически совпадать с реальной скоростью автомобиля.

Виды спидометров

Первые спидометры появились в автомобилях еще в далеком 1901 году, но с тех пор они существенно изменились. На протяжении всего времени производители усовершенствовали эту деталь много раз, в результате чего современные автомобили оснащаются высокоточными, качественными измерителями скорости и пробега. Современные спидометры бывают двух типов:

  • электрические;
  • механические.

Оба варианта эффективно справляются со своей задачей, поэтому существенной разницы при выборе спидометра – нет. Но есть нюансы, на которые стоит обратить внимание. У каждого типа спидометра есть свои преимущества и недостатки, учитывая который стоит принимать окончательное решение.

Принцип работы механического спидометра

Стрелка такого спидометра напрямую связана выходным валом редуктора, который связан с валом колес. За счет этого механический спидометр фиксирует конечную скорость, то есть на этапе, следующим за переключением передач. Коленчатый вал может вращаться с одинаковой скоростью, как на первой, так и на пятой передаче. Но при этом фактическая скорость движения будет сильно отличаться.

По этой причине многие выбирают именно механический спидометр, ведь вал редуктора передает более точные данные о скорости, точнее могут передать только непосредственно колеса. Вал оснащен шестерней, которая синхронно вращается с ним. К этой шестерне подключен прочный кабель в защитной муфте, связывающий ее со спидометром. Шестерня передает вращение на кабель, который в свою очередь обеспечивает функционирование механического спидометра.

Принцип работы электрического спидометра

Электронный спидометр работает по похожему принципу. Расположенный в коробке передач выходной вал оснащается магнитом. На него вал передает вращение. Рядом располагается блок с датчиком. Во время езды магнит вращается вместе с валом и двигаясь возле датчиков блока передает сигнал. Каждый оборот передает импульс на устройство, за счет чего и происходит расчет скорости и километража.

Внутри спидометра установлен «умный» механизм, который использует программу, подсчитывающую общую скорость на основании переданных с электронного блока импульсов. Современные электронные спидометры более точные, чем механические. С развитием технологий производителям удалось научиться создавать максимально подходящую программу, которая исключает погрешности в расчетах. Такой спидометр при желании можно создать самостоятельно из датчика АБС, чувствительного к магнитному полю. Он будет фиксировать скорость путем подсчета электрических импульсов.

Что показывает спидометр

Вне зависимости от того, как именно спидометр показывает скорость, он считается одним из наиболее важнейших устройств современного автомобиля. Мы вынуждены смотреть на его показания, иначе не получится избежать наказания за нарушения скоростных ограничений, действующих на территории страны.

Что собою представляет комбинация спидометр/одометр

Комбинированный прибор обозначает ведомую скорость в машине, измеряет пройденный пробег, показывает километраж одной поездки и мгновенную скорость движения.

Внимание! Значение шкалы спидометра помогает водителю определить срок замены моторной жидкости и фильтров и рассчитать топливный расход.

Спидометр бывает оснащён одометром — механизмом, замеряющим количество оборотов колеса машины. Таким образом, выявляется километраж, пройденный машиной. Удаётся рассчитать суточный и общий пробег.

Читайте также:  Официалы опять не помогли

Состоит одометр из:

  • счётчика количества оборотов автомобиля;
  • индикатора, демонстрирующего пройденный путь в км или милях;
  • устройства, фиксирующего обороты.

Одометр классифицируются на следующие типы.

  1. Механический прибор считается прародителем современных устройств. Он был придуман ещё в Древней Греции.
    Скручивать такой одометр проще простого, достаточно воздействовать на механизм кручения. Счётчик механического одометра реагирует на обороты и преобразовывает их в километры. Однако недостатком такого устройства является самопроизвольное обнуление данных при достижении определённого значения.
  2. Комбинированный одометр — усовершенствованная модель, дающая возможность корректировать данные посредством CAN-крутилки.
  3. Цифровой прибор, действующий на основе микроконтроллёра. Всё в таком одометре происходит в цифре, а воздействовать на показания устройства можно только с помощью высокопрофессионального оборудования. Электронные одометры входят в систему бортового компьютера автомобиля.

Принцип функционирования спидометра хорошо виден на примере механического устройства. Изменение скорости осуществляется за счёт механической связи между редукторным валом и стрелкой. Оба элемента соединяются тросом достаточной длины, поскольку вал расположен далеко от трансмиссии. Скорость его обусловлена конечной амплитудой вращения колёс.

Особая шестерёнка в главной передаче вращается вместе с выходным шкивом и тоже напрямую связана с тросиком, заключённым в специальный защитный кожух.

Ещё один обязательный элемент — дискообразный магнит, поставленный рядом со стальным барабаном. Последний закреплён на игле, а полученные показатели выводятся на шкалу.

Погрешности приборов

Даже электронный одометр имеет неточности. Их невозможно исключить, поэтому принято учитывать определённые стандарты, допускающие предел этого значения. К примеру, на механическом приборе погрешность не должна превышать 5%-15%.

Ошибки устройства объясняется наличием различных зазоров, слабостью троса, плохим сцеплением и слабыми пружинами. Больше погрешностей выдаёт механический одометр, цифровой — гораздо меньше, ведь имеется возможность считывать показания микроконтроллёра, датчика.

Погрешность бывает и на спидометре, рассчитывающим скорость автомобиля. Идеально точную информацию прибор вывести просто неспособен, так как скорость зависит от нескольких составляющих: вращения колеса, его диаметра и т. д.

Интересно будет проследить за погрешностями прибора на разных скоростных режимах.

  1. 60 км/ч — погрешностей почти не бывает.
  2. 110 км/ч — погрешность составляет 5-10 км/ч.
  3. 200 км/ч — среднее значение доходит до 10%.

Ещё погрешность варьируется согласно следующим моментам.

  1. На автомобилях с передним приводом погрешность проявляется, чуть ли, не на каждом повороте. Причина — спидометр интегрирован с одним колесом. Из-за этого поворот влево снижает показания, вправо — увеличивает их.
  2. На погрешность влияет нестандартный размер колёс. Разница в 1 см увеличивает погрешность до 2,5%.
  3. Немаловажное значение имеет диаметр резины. При малейшем несоответствии со стандартом показания спидометра занижаются или завышаются.
  4. Влиять на погрешность может давление в шинах и износ протектора. К примеру, если колесо плохо накачено, это приводит к занижению показателей максимальной скорости.

Наиболее точные показания даёт, как и говорилось, только цифровой девайс или устройство, подключённое к GPS-навигатору. Преимущества спутникового позиционирования трудно недооценить. Современные системы демонстрируют точную скорость транспортного средства без каких-либо погрешностей.

Стандартный спидометр помечен шкалой в 10 км/ч, а его стрелка дёргается на ухабах. Он может лишь завышать показания, но не занижать. В противном случае дорожная обстановка будет ложно оценена, и возникнет аварийная ситуация. Например, если будет показываться 100 км/ч вместо реальных 120 км/ч.

Читайте также:  Как часто надо менять салонный фильтр

Несколько слов о погрешностях, связанных с размерами шин. Тут вступает в силу сама конструкция спидометра. Он состоит из двух приборов, объединённых в едином корпусе. Один прибор измеряет скорость, другой — показывает пробег автомобиля. Так они и называются: скоростным и счётным узлами.

Теперь конкретно: если автомобиль обут в резину, порядком поношенную, спидометр будет завышать показания, так как вступает в силу система градации через каждые 10 км/ч и закон округления чисел, используемый в одометрах.

Отличия: спидометр и одометр

Счётчик показаний пробега монтируется непосредственно в сам спидометр. По этой причине многим кажется, что устройство является единым прибором. На самом деле это не так:

  • спидометр показывает только скорость движения автомобиля;
  • одометр — указывает пройденный путь в км.

Функционал обоих приборов не взаимосвязан, а комбинирование обеих шкал сказывается всего лишь на удобстве водителя.

Спидометры: основные виды

Пробег ТС – главный фактор для оценки сроков техобслуживания, также по нему определяется расход горюче-смазочных материалов. Соответствующие значения показывает одометр или спидометр. Их показатели являются достоверными, но это не означает, что нельзя провести коррекцию. О том, как накрутить километраж на электронном спидометре и что для этого нужно, вы узнаете далее.

Спидометры: основные виды

Как накрутить пробег на электронном спидометре, речь пойдет дальше в данной статье, а пока что рассмотрим типы спидометров, которые устанавливаются на современных автомобилях для фиксации показателей пробега. Всего их три типа – электроника, механика и комбинированная электромеханика.

В механическом спидометре обороты подаются через трос. Это самая простая, дешевая, достаточно надежная модель. Основная рабочая часть спидометра механического типа – редактор, который настраивается с учетом текущего преобразующего коэффициента.

Один оборот равняется заданному метражу пробега – это если брать практику. Вращение шкива выходного вала характеризуют индикационные приборы с цифровыми маркировками. Цифры показывают, какое количество метров было пройдено автомобилем.

Электромеханический спидометр – это доработанная версия самого простого механического. Поскольку трос демонстрирует недостаточно точную информацию, электромеханические модели дополнительно оснащают датчиком контроля скоростей. Сигналы с контроллеров поступают на электрический двигатель, который запускает редуктор. В этом заключается главная разница между устройствами механического и электромеханического типов – в остальном они идентичны.

Приборами данного типа оборудуются оснащается большинство современных типов транспорта. Они замеряют число колесных вращений, размер окружности колеса и выводят общее значение пройденного километража. Полученные в результате произведенных расчетов данные выводятся на жидкокристаллический дисплей.

Теперь поговорим о том, зачем вообще нужно скручивать и наматывать спидометра. Скрутка с применением моталки в целях снижения реальных показателей позволяет владельцу устанавливать максимальный ценник при продаже транспортного средства. Намотка обычно производится по следующим причинам и для решения таких задач:

  • Намотчик повышает «реальные» данные расхода топлива. Это может быть полезно профессиональным водителям, которые пользуются служебным автомобилем в личных целях или просто не укладываются в нереальные производственные нормы, а из своего кармана платить за ГСМ не хотят.
  • Калибровка позволяет выставлять требуемые данные расхода топлива при замене приборной панели. После установки нового контрольного щитка нужно привести показания на устройстве к заданным – и проще всего это будет сделать именно с помощью крутилки.
  • Моталка выровняет показания при сбоях, которые нередко возникают при использовании неродных дисков. Если одометр время от времени выдает ошибки, просто откорректируйте значения.
Читайте также:  Появилось первое фото нового кроссовера Hyundai Kona - – автомобильный журнал

Как накрутить электронный спидометр своими руками? Проще простого – главное знать, с каким типом прибора вы имеете дело, и внимательно изучить инструкцию.

Механические модели устанавливаются на ГАЗах и ВАЗах. Способов отмотать пробег на них есть два:

  • Отключайте трос от контроллера скоростей, конец троса, который находится в коробке, соединяйте с дрелью, переводите инструмент в режим реверса. Немного времени – и будет отмотан значительный пройденный пробег.
  • Другой вариант – снятие и разборка панели приборов. После разборки достаньте счетчик одометра, отрегулируйте пройденный пробег.

Эти способы идеально подходят для отечественных машин, которые были выпущены ранее 2005 года.

Электромеханический спидометр отматывать труднее, чем механический. Для отмотки показаний счетчик нужно будет снять, а потом вручную отрегулировать числа. Увеличивают показания с помощью генератора. Генератор формирует сигналы, которые направляются к панели приборов. С учетом числа импульсов образуются показания устройства.

Порядок отмотки электронных устройств

Электронные спидометры устанавливаются на всех современных автомобилях. Показания корректируйте с учетом года выпуска транспортного средства. Залог успешного проведения процедуры – корректная последовательная подача сигнала от контроллера скоростей и перенастройка девайсов. Учтите, что доступ к устройству тоже будет зависеть от модели транспортного средства. При возникновении вопросов лучше обратитесь к специалисту, чтобы он выполнил необходимые настройки.

Устройства, используемые для подмотки

На большинстве автомобилей устанавливаются оригинальные электронные устройства для фиксации пробега, поэтому скорректировать показатели непросто. В ответ были выпущены разные типы механизмов, применяемые для корректировки данных пробега. Приборы собираются из дискретных составляющих компонентов либо проектируются на основании плат микропроцессоров.

CAN-крутилка – самый удобный и практичный в применении прибор для намотки пробега. Визуально он имеет вид шины, по которой передаются импульсы между электронными блоками машин. Также в схеме используется специальный диагностический разъем. Через него, учитывая обменный протокол, можно получать доступ к отдельным узлам электроники прибора.

За счет использования CAN-крутилки можно корректировать содержание ячеек в стационарной памяти блочной части панели управления. Именно это и позволяет программировать скрученный пробег. Крутилка CAN – главный способ намотки, применяемый автоперекупщиками. Обнаружить маленькую хитрость в виде изменения ячеек памяти практически невозможно – даже если использовать передовые диагностические приборы.

Крутилки импульсного типа устанавливаются на иномарках, где нет КАН шины. В данном случае для подключения используется разъем OBD2 типа. После включения крутилки к одометру начинают поступать сигналы, имитирующие импульсные действия контроллера скоростей. В результате корректируется и реальный километраж.

Прибор имитирует естественные действия датчика скоростей. В данном случае в том месте, где обычно установлен контроллер, подключается генератор, создающий последовательные сигналы для передачи к одометру. Генератор корректирует показатели одометра. Девайс подходит для спидометров электромеханического типа, встречающихся на машинах марок УАЗ, ВАЗ, старых российских авто (до 2006 года выпуска).

Для намотки пробега реже, но тоже используется крутилка ABS – она предназначена для транспортных средств с соответствующими системами. Принцип функционирования прибора основывается на датчике скоростей, постоянных колесных вращениях. После подключения девайса к разъему начинается активная имитация работы колесной базы, в результате которой регулятор начинает настраивать новые показания на одометре и совмещенных с ним блоках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector