Цвет детали в КОМПАС назначить и изменить

Сборки с исполнениями САПР-журнал

В этом уроке я расскажу, как создавать в Компас-3D сборки с исполнениями, создавать групповой сборочный чертеж и групповую спецификацию. Надеюсь, создавать детали с исполнениями вы уже умеете, т.к. на деталях я подробно останавливаться не буду.

Сначала необходимо создать детали, которые будут входить в сборку. Создайте первую деталь, с исполнениями, согласно приведенному чертежу. Оформите чертеж:

В модели детали переменную h необходимо сделать внешней. Это необходимо для того, чтобы в последующем использовать эту переменную в сборке:

Создайте следующую деталь. Оформите чертеж:

Создайте сборку из двух деталей. При вставке Кронштейна в сборку вставьте его основное исполнение. Создайте чертеж сборки:

Теперь необходимо создать исполнения сборки. Для этого зайдите в Менеджер документа нажав кнопку Управление исполнениями на панели Текущее состояние. Добавьте переменную h из модели кронштейна, удалите Материал:

Создайте три зависимых исполнения:

Теперь необходимо в каждом исполнении сборки указать соответствующее ей исполнение кронштейна. Для этого сделайте активным первое исполнение сборки (не основное):

В дереве модели раскройте пункт Компоненты, выберите кронштейн и, нажав ПКМ, вызовите контекстное меню. В контекстном меню выберите команду Отменить связь:

После этого повторно вызовите контекстное меню и выберите исполнение кронштейна, которое будет соответствовать этому исполнению сборки:

Проделайте это для всех исполнений сборки.

Модель сборки с исполнениями готова. Теперь необходимо открыть чертеж сборки и поместить на него таблицу исполнений. Таблица исполнений создается командой Сервис – Отчеты – Создать таблицу исполнений:

На чертеже поставьте переменный размер:

Теперь можно было бы приступить к оформлению спецификации, но я еще хочу показать, как поступать в тех случаях, когда исполнение отличается данными влияющими на изображение.

Откройте модель детали Вкладыш. Зайдите в Менеджер документа нажав Управление исполнениями. Создайте зависимое исполнение. Удалите столбец Материал и добавьте столбец Комментарий. Введите цифры в столбце Комментарий, как показано на рисунке:

Нажмите ОК. Сделайте активным созданное исполнение и создайте скругление радиусом 5 мм, как показано на рисунке:

Теперь у нас есть исполнение, которое отличается от основного и его тоже нужно показать на чертеже. Откройте чертеж вкладыша, командой Произвольный вид поместите на чертеж проекционный вид исполнения:

Поставьте размер R5.

Теперь необходимо создать таблицу исполнений. Выполните команду Сервис – Отчеты – Создать таблицу исполнений. В диалоге настройки введите в качестве имени столбца Комменарий введите Рис. – в этом столбце будет номер рисунка исполнения:

Над видами поместите текст с номером рисунка соответствующего исполнения:

Теперь нужно это исполнение вставить в исполнение сборки. Откройте модель сборки, сделайте активным исполнение -03. Отключите связь этой детали с основным исполнением сборки и выберите текущим исполнением в сборке исполнение -01

Нажмите кнопку Управление исполнениями и добавьте столбец Комментарии аналогично детали вкладыш, для номеров рисунков:

Откройте чертеж сборки. Создайте вид сборки исполнения -03

Теперь необходимо добавить новый столбец в таблицу исполнений. Выделите таблицу, вызовите контекстное меню, нажав ПКМ на таблице и выберите пункт Редактировать таблицу:

Нажмите кнопку Настроить:

Добавьте новый столбец, в строке Свойство выберите Комментарий, В строке Имя столбца введите Рис.

Нажмите ОК и Создать объект. Таблица готова. Над видами поместите номера рисунков. В основную надпись добавьте код и наименование сборочного чертежа:

Теперь можно приступить к оформлению спецификации.

Откройте модель сборки и выполните команду Спецификация – Создать спецификацию по сборке:

Вы видите групповую спецификацию. Остается только создать раздел Документация, подключить к нему чертеж и модель сборки. Подключить чертежи к основным исполнениям и расставить позиции на сборочном чертеже. Все эти действия ничем не отличаются от тех, которые выполняются при создании обычной спецификации.

Как сделать деталь в КОМПАС-3D

Создание деталей в КОМПАС не составит для Вас труда, если Вы хорошо ориентируетесь в функционале КОМПАС-График. Основа трехмерного проектирования — создание эскизов, перемещение которых в пространстве и позволяет получить объемные тела. Эскиз можно сравнить с фрагментом, для его построения используются команды построения геометрических примитивов: отрезков, окружностей, прямоугольников и др.

Если же говорить про способы создания детали, то их не так уж и много. Существует 4 формообразующие операции:

  • выдавливания;
  • вращения;
  • по траектории;
  • по сечениям.

Правда, существуют и другие способы построения, но они встречаются намного реже. Например, гибридное моделирование, работа с листовым телом, булевы операции.

Получается любая деталь состоит из простейших объемов, каждый из которых выполнен одной из 4-х формообразующих операций.

С чего начать создание детали

Каждая деталь состоит из последовательности формообразующих операций, формообразующие операции в свою очередь работают на базе эскизов. Первым делом стоит определиться на какие простейшие объемы можно разбить деталь, чтобы каждый из объемов выполнить в отдельной операции и в совокупности получить единую деталь.

Пошаговая инструкция построения детали

Разберем небольшой пример. Нам нужно создать деталь Упор. Конечная модель представлена на скриншоте:

За одну операцию данную деталь не построить, поэтому нужно проанализировать геометрию и определиться на какие части будет поделено тело. Не важно получится у Вас 3 части или 10, Вы должны только определиться: как сделать деталь быстрее и проще. Например, можно у детали Упор построить основание сразу с четырьмя крепежными отверстиями, а можно вначале операцией выдавливания выдавить прямоугольник, а отверстия добавить в следующей операции. Оба варианта будут правильными, главное выбрать удобный и понятный именно Вам.

Читайте также:  Рейтинг универсалов 2018 года

Лично я данную деталь построил бы в 4 операции, не считая «украшательств» в виде фасок и скруглений. Это были бы:

  • операция выдавливания основания;
  • операция построения на основании усеченного конуса;
  • операция вычитания четырех сквозных отверстий;
  • операция вычитания глухого отверстия.

С последовательностью определились, следующий шаг выбрать плоскость для построения первого эскиза и направление выполнения операции. Плоскость и направление повлияют на последующее отображение данной модели в ассоциативных видах чертежа.

Если выбрать в качестве базовой плоскости для основания системную плоскость ZX, то вид Спереди будет выглядеть вот так:

Если же исходной плоскостью будет плоскость XY, то вид Спереди будет выглядеть вот так:

Ничего страшного в таком представлении нет, просто понадобятся дополнительные действия, чтобы ассоциативный чертеж соответствовал представлению конструктора о расположении видов.

Для правильного построения советуем изначально в пустом файле Детали выбрать нужную ориентацию на Панели быстрого доступа и после этого приступать к построению.

В нашем случае, если в качестве основания принимается прямоугольная бобышка, удобнее всего выбрать вид Сверху и выполнить построение первого эскиза на плоскости ZX.

Эскизы можно строить на плоскостях и плоских гранях. В нашем случае для построения первого эскиза используется системная плоскость ZX. Строить её не нужно, в новой детали системные плоскости: ZX, ZY, XY присутствуют по умолчанию.

Для создания эскиза выбираем плоскость ZX. Сделать это можно либо кликнув по плоскости в окне модели:

Либо указав её в Дереве модели:

Выделив плоскость одним из способов нужно нажать команду «Создать эскиз» . Способов вызова команды несколько. Чаще всего используют вызов с Панели быстрого доступа

Либо с контекстного меню, которое появляется при нажатии правой кнопкой мыши на плоскости

Или с контекстной панели, которая появляется при выделении плоскости

После запуска команды, выбранная плоскость разворачивается в плоскость экрана и доступными становятся команды построения геометрических примитивов. Работу в эскизе можно сравнить с работой во фрагменте или чертеже КОМПАС-График.

Основание нашей детали проще всего выполнить командой «Прямоугольник по центру и вершине», которая расположена в расширенном списке команд «Прямоугольник»

Можно запустить команду «Прямоугольник», а к «Прямоугольнику по центру и вершине» перейти на Панели параметров

После вызова команды необходимо первым кликом указать центр прямоугольника, а вторым указать одну из вершин. Прямоугольник построим произвольных размеров, необходимые значения по горизонтали и вертикали зададим позже проставив управляющие размеры.

Проставим 2 линейных размера. Можно воспользоваться командой «Линейный размер», можно «Авторазмер».

При простановке авторазмера достаточно кликнуть на одном из вертикальных отрезков и в месте расположения размерной надписи, а затем по одному из горизонтальных отрезков и также в месте расположения его размерной надписи.

После простановки размера появляется окно:

В данном окне необходимо ввести значение размера. В нашем случае это 160 у горизонтального размера и 100 у вертикального.

Эскиз готов, 4 сквозных отверстия мы выполним позже, поэтому на данном эскизе их изображать необходимости нет. Если же мы решили бы выполнить отверстия в этой же операции, то нужно было бы построить следующий эскиз:

Выполнив построения в эскизе можно сразу перейти к формообразующей операции. В нашем случае — это операция выдавливания:

Кликаем по команде «Элемент выдавливания» и вводим необходимые значения на Панели параметров. В нашем случае нет уклона, тонкой стенки или еще каких-либо дополнительных атрибутов. Нужно указать только высоту выдавливания. В нашем примере высота=20.

Вводим значение 20 в ячейку «Расстояние» на Панели параметров

Подтверждаем операцию кнопкой «Создать объект» или нажав колесо на мышке. В итоге получаем следующее тело:

Основание построено, для последующих эскизов можно использовать плоские грани основания. Способов создавать эскизы и операции несколько, в текущем примере мы рассмотрим один, чтобы не перегружать статью.

Построив основание «сбрасываем» команду «Элемент выдавливания» клавишей Esc или кнопкой «Отмена» на Панели параметров . Если не «сбросить» команду, то последующий выбор грани приведет к её выдавливанию, придется переходить на эскиз через Панель параметров, а такой способ в данной статье мы не рассматриваем.

Выделяем верхнюю грань основания и запускаем команду «Создать эскиз» любым из способов, которые были рассмотрены в данной статье. Например из контекстной панели

В открывшемся эскизе строим окружность произвольного размера. Центр окружности размещаем в начале координат. Для построения окружности используем команду «Окружность»

После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 70.

Непосредственно из эскиза переходим на операцию выдавливания, запустив команду «Элемент выдавливания»

На Панели параметров задаем Расстояние = 60 и Угол = 4 (если у угла нужно сменить направление, то нажимаем «Сменить направление» ), нажимаем «Создать объект» или колесо мыши. В итоге получаем:

Читайте также:  Отзывы владельцев Chery Tiggo (T11)

Следующий шаг — добавить на деталь отверстия и скругления. Начнем с отверстий. Выделим верхнюю грань основания и создадим новый эскиз. Способы вызова команды рассматривали ранее, поэтому останавливаться подробнее на этом не будем.

В эскизе выполняем построение четырех окружностей. Как вариант начертить 1 шт., а остальные получить командой «Зеркально отразить».

Для построения окружности используем команду «Окружность»

После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 15.

Также ставим 2 размера от начала координат — один вертикальный, другой горизонтальный. Значение вертикального размер 35, горизонтального 65.

Построим в эскизе оси симметрии, которые необходимы нам для симметричного переноса построенной окружности. Оси построим командой отрезок, со стилем линии «Осевая». Длина отрезков не играет роли, главное получить одну горизонтальную ось и одну вертикальную. Точка привязки осей- начало координат.

Берем команду «Отрезок»

На Панели параметров ставим стиль линии «Осевая»

Строим 2 отрезка произвольной длины — один вертикальный, второй горизонтальный. Точка привязки начальной точки отрезков — начало координат.

Выполнив вспомогательные построения перейдем непосредственно к получению копий. Выделим окружность и запустим с инструментальной панели Изменение геометрии команду «Зеркально отразить»

Укажем одну из построенных осей. В итоге произойдет симметричное копирование и эскиз будет выглядеть вот так:

Прервем команду, выделим уже обе окружности (удерживая клавишу Ctrl или Shift), вновь запустим команду «Зеркально отразить» и укажем вторую из построенных осей (если вначале указывали вертикальную ось, то теперь укажем горизонтальную). Получим еще 2 копии, эскиз будет выглядеть так:

Не выходя из эскиза, запустим команду «Вырезать выдавливанием» с инструментальной панели Элементы

На Панели параметров сменим способ на «через все»

Нажмем кнопку «Создать объект» или подтвердим команду нажатием на колесо мыши.

В итоге получим деталь с четырьмя отверстиями

Аналогично будет построено центральное отверстие. Из особенностей — отверстие не сквозное, поэтому на Панели параметров команды «Вырезать выдавливанием» нужно будет указывать конкретное расстояние, в нашем случае это 60 мм.

На верхней гране усеченного конуса создаем эскиз

В Эскизе строим окружность диаметром 50 мм., центр окружности привязываем к началу координат. Стиль линии — «основная». Если у Вас с прошлой операции построения осей стиль линии остался «осевая», то необходимо изменить его на Панели параметров

Не выходя из эскиза запускаем команду «Вырезать выдавливанием» и на Панели параметров указываем глубину выдавливания 60 мм.

После указания параметров нажимаем «Создать объект» или подтверждаем команду нажатием на колесо мыши.

Деталь должна выглядеть следующим образом:

Осталось указать на детали скругления и фаски.

Выбираем команду «Скругление» с инструментальной панели Элементы тела

Задаем на Панели параметров радиус скругления. В нашем случае у вертикальных ребер основания радиус равен 10 мм. Кликаем по всем четырем ребрам, в итоге получаем вот такое изображение:

Для удобства указания ребер, чтобы не крутить модель можно было перейти в режим отображения «Каркас»

Деталь будет выглядеть в виде скелета и указывать невидимые в режиме «Полутоновое» ребра

В дальнейшем можно перейти обратно на полутоновое отображение или выполнять построения дальше в «Каркасе». Мы перейдем обратно в «Полутоновое»

Выполним скругление верхних ребер основания и ребра между основанием и усеченным конусом. Для этого запустим вновь команду «Скругление» на Панели параметров зададим радиус 5 мм. и укажем необходимые ребра:

Верхние ребра основания представляют собой замкнутый контур и расположены они по касательной друг к другу, поэтому можно указать только одно из ребер. Подтвердим построения кнопкой «Создать объект» или нажатием на колесо мыши.

Осталось построить фаски, но данное построение оставим Вам в качестве домашней работы. Скажу только, что фаска строится аналогично скруглению — также нужно указывать ребра, а вместо радиуса задавать длину и угол или длины двух катетов фаски. Сама команда находится в расширенном списке команды «Скругление»

Как сделать сборку в компасе

  • Главная
  • Solid Edge
  • Обучение
  • Разное
  • Статьи SolidWorks
  • Статьи КОМПАС-3D
  • Уроки Autodesk Inventor
  • Уроки SolidWorks
  • Уроки КОМПАС-3D

Создаем сборку в КОМПАС-3D.

Очень часто получаю письма с просьбой показать, как в КОМПАС-3D создавать сборки.

Сегодня с утра приступил к записи такого урока. Остановился на модели игрушечного автобуса, отличный пример. Автобус состоит из трех деталей: кабина, колесо и ось. Урок получился целых тридцать минут!

Сперва мы создадим модели всех компонентов сборки, затем приступим к созданию сборки, создадим документ Сборка и будем, поочередно, выполняя сопряжения, добавлять компоненты сборки. Сначала добавим в сборку кабину, затем ось, далее колесо. В итоге получим сборку автобуса.

Фотореалистичное изображение сборки создано в Artisan Rendering для КОМПАС-3D

Чтобы совершенствоваться работая в КОМПАС-3D нужно постоянно повышать планку и решать более сложные задачи.

Об этом в новом видеокурсе «Трехмерное моделирование в КОМПАС-3D»

Кликните сюда, чтобы узнать подробности:

Поделиться «Создаем сборку в КОМПАС-3D.»

13 комментариев к записи “Создаем сборку в КОМПАС-3D.”

Здравствуйте, Роман! хороший урок, но я вот не до конца понимаю, для чего надо столько размеров как бы «привязывать»? почему допустим нельзя построить прямоугольник, задав размеры на панели свойств? обязательно надо указывать через размеры?

Читайте также:  Рейтинг самых надёжных автомобилей российского производства 2020 года

Здравствуйте! Если размеры не проставлять, то они получаются свободные. В дальнейшем, в сборке, при создании сопряжений у Вас получится не понятно что. Деталь будет менять свою форму, т.к. нет размеров.

Роман, зачем Вы пытаетесь создавать деталь, ее контур и внутреннюю поверхность за 1 операцию? смотря как делалась кабина, ужаснулся от количества размеров на 1 эскизе. когда выполняешь перестроение такой детали приходиться просмотреть всю размерную цепочку, что от чего зависит, что не очень удобно. Легче это разнести на несколько операций. Так же касается скруглений на эскизе, зачем они там. Ведь все операции по придаю формы, а именно скруглений, фасок, отверстий, лучше производить в модели , а не эскизе, ведь при редактировании тогда базовый эскиз остается неизменным. Так же про колесо, опять же попытка создать деталь за 1 операцию, интересней было бы видеть как колесо получилось при помощи операций выдавливания, вырезания , скругления.Вроде бы все элементарно, но так замудренно, особенно в плане загруженности эскизов иногда абсолютно ненужными размерами.
Это всего лишь мое субъективное мнение, но пересмотрите пожалуйста саму методику получения деталей. А за новые уроки спасибо,

Здравствуйте!
Все зависит от ситуации и от модели. Если бы деталь была для производства, то все элементы создавал бы отдельно. В данном случаи цель была, как можно больше создать элементов за одну операцию. Т.е. создал один раз модель и больше не возвращаешься к ней. По поводу колеса, если тело вращения можно получить за одну операцию (Операция вращения), зачем разбивать на несколько операций? Не такой уж сложный эскиз получился. Тут в принципе кому, как удобнее, тот так и создает модель.

Правильно, за одну операцию, но для начинающих пользователей можно показать разнообразие получения одних и тех же моделей, разные методы. Не в укор будет сказано, но в большинстве своих уроков Вы все детали стараетесь получить вращением, хотя есть и другие способы. Ведь Ваш курс и направлен в основном на начинающих.

Вращением я обычно создаю тела вращения, т.к. это наиболее рационально. Спасибо за комментарии, в будущем учту Ваши пожелания.

«Лицеист» по сути прав на все 200%. И аргумент -» Если размеры не проставлять, то они получаются свободные. В дальнейшем, в сборке, при создании сопряжений у Вас получится не понятно что. Деталь будет менять свою форму, т.к. нет размеров.», звучит мягко говоря, не убедительно.
Есть такая штука в природе — «симметрия»… Если о ней не забывать, то можно при проставлении размеров использовать один размер для ориентации , например, в горизонтальном направлении (как в случае получения лобового окна, да собственно и всего корпуса автобуса).И тогда не страшны любые изменения размеров модели и не надо будет выискивать и высчитывать и подгонять кучу размеров влияющих на форму модели…
По моим наблюдениям, предлагаемые формы проставления размеров, свойственны 90% начинавшим работу в 3D КОМПАСНИКАМ. Это наверное особенность программы, которая не приучает использовать Больше «зависимостей», а приветствует использование простановки размеров (в отличии например от SolidWorks)

Здравствуйте! Вопрос у Лицеиста был: «почему допустим нельзя построить прямоугольник, задав размеры на панели свойств?».
Попробую ответить более убедительно). В случае, когда мы будем задавать размеры у прямоугольника на панели свойств, то при необходимости отредактировать прямоугольник, нам надо будет войти в эскиз и проставить нужные размеры. Если все размеры будем проставлять в эскизе, то размеры нужно будет только изменить. А с 14 версии КОМПАСа, даже не нужно будет открывать эскиз для редактирования, достаточно воспользоваться командой Размеры выбранного элемента, и измененить значения размеров объекта.

С учетом того, что я говорил совсем о другом, могу воспринять ответ как простую отписку или допустить что был не понят оппонентом…
Речь шла об использовании совсем других принципов в простановке зависимостей при оформлении эскиза (больше ВЗАИМОСВЯЗЕЙ и меньше РАЗМЕРОВ). В оговоренном мной варианте наверняка при правке модели надо будет затратить меньше работы…
И уж наверняка не случится -» получится не понятно что. Деталь будет менять свою форму, т.к. нет размеров.»

Я ответил на вопрос Лицеиста, по поводу простановки размеров прямоугольника на эскизе, а не на панели свойств. Я не писал, что Ваш вариант не верный. По возможности, если эффективнее создать взаимосвязи, чем размеры, то почему бы и нет.

Здраствуйте Роман я хотел бы узнать- а можно КОМПАСОМ создать клетку для кроликов . помогите пожалуйста

Здравствуйте! Можно.
Посмотрите решение проблемы на форуме.
Если не найдете, задайте свой вопрос на форуме, поможем:
http://secret.kompas3d.su/forum

Аналогично вставляем шайбу, задав соосность отверстия в шайбе с стержнем болта и совпадение поверхности основания с шайбой. При попытке вставки чертежа в эскиз для создания детали сборки, программа выдает неверная структура файла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector