Мультиклапан ГБО, принцип действия и основные производители

Мультиклапан ГБО — назначение, устройство, принцип работы и установка

Не существует газового оборудования без запорной арматуры. Во многих сферах применения газового оборудования запорная арматура выполняет небольшое количество функций (закрыть-открыть и т. д.). Но именно в автомобильном гбо мультклапан стал запорной арматурой, сочетающей в себе более 10 функций. За это он и получил свое название.

История возникновения

На заре становления и развития газобаллонного оборудования для автомобилей о мультиклапанах и речи не было. В те славные времена решались следующие первостепенные задачи:

  • дозировка газа;
  • нагрев топлива;
  • подача газа в двигатель.

По этой причине вопрос о запорной арматуре был отложен. До сих пор сохранились старые баллоны, которыми оснащали грузовые автомобили. Если присмотреться, то можно увидеть, что никакого мультиклапана там нет, а вместо него имеется набор штуцеров и клапанов, вваренных прямо в баллон.

Такая ситуация сохранялась до тех пор, пока не были унифицированы горловины емкостей. Только после этого появилась возможность разработать единый стандарт для запорной арматуры. Это, в свою очередь, привело к созданию мультиклапана.

Устройство изделия и его типы

Мультиклапан – это специальный прибор, устанавливаемый на гбо автомобиля в целях предотвращения утечки газа и создания аварийной ситуации. Это специальный блок, состоящий из 4-х систем:

  1. Предохранительная;
  2. Запорная;
  3. Контрольная;
  4. Исполнительная.

Существует 2 класса мультиклапанов, которые отличаются мерами обеспечения безопасности:

  • Класс А – это устройства имеющие в своем механизме предохранительный клапан;
  • Класс В – данный тип не имеет никаких предохранительных клапанов. Именно по этой причине такие приборы устанавливаются только на баллоны, объем которых не превышает 50 литров.

Назначение мультиклапанов для гбо

Установка такого блока арматуры осуществляется на горловину баллона. Он играет роль запорного устройства, что подразумевает следующие аспекты:

  • Предотвращает переполнения баллона – арматура отсекает дальнейшую подачу топлива на заправке после того, как баллон на 80% заполняется жидкой фазой газа. Заполняемость на 100% недопустима, потому как у сжиженного газа весьма высокий коэффициент расширения (объемного), так что излишек жидкого газа в баллоне опасен и крайне нежелателен. Расширение происходит при резком изменении температуры (например, когда зимой автомобиль с улицы заезжает в теплый гараж). В подобных ситуациях возможно расширение газа до предельной черты, что провоцирует аварийный сброс его излишков. Как правило, это происходит при достижении показателя давления в 25 атмосфер. Во избежание этого и необходима установка мультиклапана, который попросту не дает заполнять баллон «под завязку», оставляя «про запас» около 15%.
  • Ограничение скорости выхода газа – за это отвечает интегрированный в гбо скоростной клапан. Он контролирует скорость подачи газа в моторный отсек и предотвращает его утечку в случае обрыва магистрального трубопровода.
  • Защита от возможного разрушения – данная мера безопасности полностью оправдывает себя в случае пожара в автомобиле, оснащенном газобаллонным оборудованием. При значительном нагреве и превышении допустимого давления в емкости, происходит срочный сброс излишков газа, который выводится за пределы машины посредством блока вентиляции. Отвечает за сброс аварийный (предохранительный) клапан.
  • Уровень газа – этот датчик позволяет контролировать количество «голубого топлива».
  • Обратный клапан – данное приспособление не позволяет газу выходить из баллона во время отсоединения струбцины на заправке.
  • 2 запорных вентиля – они установлены для принудительного (ручного) перекрытия заправочного и магистрального трубопроводов.

Мультиклапан Томасетто класса А R-01

Блок вентиляции

Мультиклапан неразрывно связан с венткоробкой, так как схема устройства подразумевает его размещение в т. н. вентиляционной коробке. Из нее наружу (в атмосферу) выходят специальные шланги.

Газобаллонное оборудование авто оснащено данным блоком с целью предотвращения утечки газа в салон машины, в случае разгерметизации самого мультиклапана.

На данный момент существуют 3 схемы исполнения вентиляционной системы, монтируемой на баллоны цилиндрической формы:

  1. Цилиндр – это металлический прибор, приваренный прямо к корпусу емкости. Оснащается стальной крышкой (съемной);
  2. Корпус и пластмассовая (прозрачная) крышка – кроме этого, в комплект входят 2 фланца с вентиляционными шлангами;
  3. Силиконовый колпак.

Что же касается тороидальных баллонов, то в данном случае возможны схемы с монтажом силиконового или же пластмассового блоков.

Защитный силиконовый чехол для мультиклапана

По той причине, что внутренняя горловина тороидальной емкости имеет стальной колпак, который закрывает все внутреннее пространство баллона, в роли вентиляции выступает отверстие в кузове. Именно через него расходная и заправочная трубки подходят к мультиклапану.

Читайте также:  Как уменьшить производительность скважинного насоса; Про стройку и не только

Заключение

Мультиклапан является одним из важнейших элементов всей конструкции газобаллонного оборудования, так что при установке гбо на него стоит обратить особое внимание. Оптимальным вариантом будет монтаж и регулировка мультиклапана класса А.

Мультиклапан Европа

Мультиклапан класса Европа оборудован встроенным электроклапаном, пожарным и аварийным клапанами безопасности. Т.о. при возможных повреждениях магистрали или утечках и в то время, когда автомобиль заглушен или работает на бензине, данный мультиклапан отсекает подачу газа прямо на баллоне, в отличие от мультиклапанов класса А (включен в базовую комплектацию со сбросным клапаном по давлению) и класса B (без сбросного клапана по давлению, устанавливать не рекомендуется) в которых магистраль остается под давлением от баллона до газового клапана под капотом.

В обязательном порядке устанавливается в Европе уже порядка 15 лет и сейчас согласно требованиям ЕЭК ООН (Технический регламент РФ «О безопасности колесных транспортных средств» 67-01 пропан) также обязателен и в России.

Данный мультиклапан оборудован точным уровнем топлива для реализации индикации уровня газа на переключателе режимов работы автомобиля (бензин/газ). Мультиклапан класса Европа 2 снабжен аварийным клапаном, который при превышении давления в баллоне сбрасывает давление в вентиляцию для предотвращения разрушения баллона.

При применении мультиклапана точно в размер баллона по высоте (для тороидального) или диаметру (для цилиндрического баллона) уровень топлива и отсечка по заполнению происходит максимально точно.

Автомобили с установленным мультиклапаном Европа:

Chevrolet Silverado Hybrid 6.0

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Chevrolet Silverado Hybrid 6.0 2011 г.в., двигатель бензиновый, 8-цилиндровый, объем 6.0 л, мощность 332 л.с. Установлено ГБО 4-го поколения 4save Pro (Италия), цилиндрический газовый баллон объемом 130 литров размещен в кузове автомобиля и .

Mitsubishi Outlander 2019

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Mitsubishi Outlander (GF) 2019 г.в., двигатель 4B11, бензиновый, 4-цилиндровый, объем 2 л, мощность 146 л.с. Установлено ГБО 4-го поколения GFI Sequent 32 (Италия) с фильтром тонкой очистки газа циклонного типа, тороидальный газовый баллон .

Volkswagen Polo 1.6 2019

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Volkswagen Polo 2019 г.в., двигатель CWVA (ЕA211), бензиновый, 4-цилиндровый, объем 1.6 л, мощность 110 л.с. Установлено ГБО 4-го поколения GFI Sequent 32 (Италия), тороидальный газовый баллон объемом 54 литра размещен под фальшполом .

Skoda Rapid 1.6 2019

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Skoda Rapid (NH) 2019 г.в., двигатель CWVA (ЕA211), бензиновый, 4-цилиндровый, объем 1.6 л, мощность 110 л.с. Установлено ГБО 4-го поколения GFI Sequent 32 (Италия), тороидальный газовый баллон объемом 54 литра размещен под фальшполом .

Hyundai Santa Fe CM 2.4

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Hyundai Santa Fe (CM) 2.4 2010 г.в., двигатель G4KE, бензиновый, 4-цил., 174 л.с. Установлено ГБО 4 поколения GFI Sequent 32 (Италия) с фильтром тонкой очистки газа циклонного типа, тороидальный газовый баллон объемом 74 литра размещен под .

Fiat Doblo 263

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Fiat Doblo (263) 2019 г.в., двигатель FIRE, бензиновый, 4-цилиндровый, объем 1.4 л, мощность 95 л.с. Установлено ГБО 4-го поколения GFI Sequent 32 (Италия), тороидальный газовый баллон объемом 54 литра размещен под кузовом автомобиля на месте .

Renault Kaptur 2.0

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Renault Kaptur 2017 г.в., двигатель F4R, бензиновый, 4-цилиндровый, объем 2.0 л, мощность 143 л.с. Установлено ГБО 4-го поколения GFI Sequent (Италия), тороидальный газовый баллон объемом 54 литра размещен под фальшполом багажника в нише для .

Lifan X60 FL

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Lifan X60FL 2017 г.в., двигатель LFB479Q, бензиновый, 4-цилиндровый, объем 1.8 л, мощность 128 л.с. Установлено ГБО 4-го поколения GFI Sequent (Италия), тороидальный газовый баллон объемом 65 литров размещен под фальшполом багажника в нише .

Hummer H2 6.2

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Hummer H2 2008 г.в., двигатель Vortec 6200 L92, бензиновый, 8-цилиндровый, 6.2 л, 409 л.с. Установлено ГБО 4-го поколения Digitronic iQ 3D (Польша) с фильтром тонкой очистки газа циклонного типа и эмулятором датчика давления в топливной .

Toyota Highlander (XU50)

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Toyota Highlander (XU50) 2014 г.в., двигатель 2GR-FE, бензиновый, 6-цилиндровый, 3.5 л, 249 л.с. Установлено ГБО 4 поколения OMVL New Dream OBD (Италия) с фильтром тонкой очистки газа циклонного типа, тороидальный газовый баллон объемом 74 .

Volkswagen Tiguan 2.0 TSI

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Volkswagen Tiguan 2.0 TSI 2013 г.в., двигатель CAWA, бензиновый, 4-цилиндровый, объем 2.0 л, мощность 170 л.с. Установлено ГБО 4-го поколения STAG 400.4 DPI (Польша) с фильтром тонкой очистки газа циклонного типа, тороидальный газовый баллон .

Читайте также:  Стоп сигнал КамАЗ,схема стоп сигнал КамАЗ

Skoda Octavia (5Е) 2020

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Skoda Octavia (5Е) 2020 г.в., двигатель CWVA (ЕA211), бензиновый, 4-цилиндровый, объем 1.6 л, мощность 110 л.с. Установлено ГБО 4-го поколения GFI Sequent (Италия), тороидальный газовый баллон объемом 63 литра размещен под фальшполом .

Kia Soul

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Kia Soul (PS) 2014 г.в., двигатель G4FC, бензиновый, 4-цилиндровый, объем 1.6 л, мощность 124 л.с. Установлено ГБО 4 поколения BRC Sequent 32 (Италия) с фильтром тонкой очистки газа циклонного типа, тороидальный газовый баллон объемом 65 .

Subaru Forester (SH)

Установка пропанового газобаллонного оборудования на Subaru Forester (SH) 2011 г.в., двигатель FB25, бензиновый, 4-цилиндровый, объем 2.5 л, мощность 171 л.с. Установлено ГБО 4 поколения Digitronic iQ 3D (Польша) с фильтром тонкой очистки газа циклонного типа, тороидальный газовый баллон .

Функции мультиклапана ГБО, советы по установке и безопасности, а также устройство и неисправности компонента

Мультиклапан – один из основных компонентов автомобильного газобаллонного оборудования. Он монтируется возле горловины баллона. Устройство необходимо для безопасного наполнения емкости, хранения газа и его правильного расходования. Уже из названия этого компонента ГБО можно понять, что имеется в виду большое количество клапанов. Производители предлагают весьма разнообразные виды этих устройств, поэтому выбирать действительно непросто.

Основные функции

У каждого клапана есть своя функция:

  1. Обратный клапан. Предотвращает утечку газа через магистраль для заправки.
  2. Скоростной клапан. Прекращает подачу газа в случае повреждения магистрали.
  3. Механический запорный клапан. Прекращает выход газового топлива (обычно задействуется при ремонте ГБО для страховки).
  4. Электрический клапан. В нём установлен соленоид, перекрывающий подачу газа из резервуара. Механизм срабатывает, когда двигатель останавливается или переходит на работу на бензине.
  5. Клапан сброса давления. Когда давление в резервуаре достигает 27 бар, клапан на непродолжительное время откроется для сброса газа в паровой фазе под автомобиль.
  6. Плавкий клапан (аварийный). Он срабатывает только в крайних случаях. Обычно это случается при пожаре, когда появляется вероятность разрыва емкости с газом. Клапан плавится, что приводит к разгерметизации для предотвращения разрыва баллона.

Некоторые грузовики до сих пор ездят с баллонами старого типа, у которых вообще нет мультиклапана. Вместо этого компонента они оснащены клапанами и штуцерами, вваренными прямо в резервуар.

Классы безопасности

Существует три категории мультиклапанов:

  • класс «А»;
  • класс «B»;
  • класс «Евро».

Класс «А» активно используется на территории нашей страны. Такие мультиклапаны имеют ограничитель наполнения баллона и клапан сброса слишком высокого давления. Такое может произойти, например, при полной заправке баллона на улице в холодное время года и последующем перемещении автомобиля в теплый гараж.

Скоростной клапан задействуется, если газ из баллона начинает выходить со слишком большой скоростью. Обычно это происходит при повреждении трубопровода. После его срабатывания газ подаваться не будет. Для возврата шарика в штатное положение, необходимо закрутить винт, расположенный на мультиклапане.

Класс «B» – один из самых простых видов мультиклапанов. Он оснащается клапаном отсечки и поплавком, ограничивающим возможность наполнения резервуара с газом на уровне 80% от полного объема.

Некоторые народные умельцы удаляют этот ограничитель с целью увеличения пробега на одной заправке, но это делать категорически запрещено! Отсутствие клапана сброса давления приведёт к тому, что при росте давления внутри резервуара лишний газ не будет сброшен и случится разрыв емкости.

Класс «Евро» – оптимальное решение. Это наиболее безопасная разновидность мультиклапанов. В отличие от устройств класса «A» оснащается пожарным клапаном, который задействуется при росте температуры. В результате разрушения плавкой вставки происходит снижение давления, поэтому удаётся предотвратить разрыв баллона. В России разрешено устанавливать только мультиклапана класса «Евро».

Устройство и работа в авто на 4 поколении

Устройство мультиклапана Томасетто предусматривает наличие корпуса, выполненного из латуни. К нему крепятся разные клапаны, трубка для забора газа и поплавок. Это достаточно сложная и продуманная конструкция, в которой важны все мелочи. Для лучшего понимания – резиновый уплотнитель в соединении должен выдержать давление свыше 27 атмосфер.

  1. Поплавок. Этот элемент изготавливается из пластика либо вспененного материала.
  2. Указатель уровня топлива. Встречаются механические (стрелочные) элементы и стрелочно-электронные с функцией отображения информации в салоне транспортного средства. Сенсоры бывают резистивными (с двумя проводами) и датчиками на эффекте Холла (с тремя проводами). Датчик нуждается в питании (5 или 12 вольт). Датчики Холла отличаются увеличенным сроком службы и более точными показаниями.
  3. Клапаны – скоростной, обратный, клапан сброса давления, плавкий (пожарный), электромагнитный.
  4. Механический запорный клапан или кран используется при выполнении ремонта газобаллонного оборудования. В старых мультиклапанах также применялся механический кран, расположенный на входе в емкость с газом.
Читайте также:  Замена радиатора печки на скании; скания ремонтируем сами

Вентиляционная камера

Иногда может возникать вопрос о том, куда происходит сброс лишнего газа при возникновении аварийной ситуации. Если баллон расположен в багажнике автомобиля, сброс произойдёт в багажный отсек. Последствия будут весьма неприятными.

Во избежание этого газовое топливо в случае аварийного сброса улавливается вентиляционной камерой и отводится под транспортное средство. Если же баллон расположен под машиной, обеспечивается надёжная защита от внешнего вмешательства и грязи специальной коробкой.

При установке тороидального баллона в нишу для запасного колеса в нижней части грузового отсека необходимо сделать отверстие и смонтировать трубку для отвода газа под машину. Верхняя часть ниши для мультиклапана закрывается с помощью герметичной крышки.

Как установить – выбор угла и размера

Для выбора оптимального угла расположения и размера мультиклапана ГБО придерживайтесь рекомендаций из таблицы, опубликованной ниже.

Мультиклапан Тип баллона
Цилиндрический Тороидальный
Угол установки горловины Расположение горловины
30 90 внешняя внутренняя
Угол установки мультиклапана 30 90 30
Размер мультиклапана Размер мультиклапана должен соответствовать диаметру или высоте баллона

При установке газобаллонного оборудования на автомобили с высокопроизводительными двигателями большого рабочего объема обычно используются мультиклапаны с маркировкой EXTRA. Они отличаются заборной трубкой, входными и выходными отверстиями большего диаметра.

Помните о том, что мультиклапаны классов «А» и «В» являются небезопасными, поэтому их нельзя устанавливать и эксплуатировать. Отличить устройства класса «В» можно по отсутствию крупной пружины, не допускайте их применения на своём транспортном средстве.

Смотрите также актуальное видео о том, как установить мультиклапан ГБО в соответствии со всеми требованиями:

Согласно действующим на текущий момент нормам, в РФ разрешено устанавливать только баллоны, на которых присутствует электрический газовый клапан. Он сможет прервать подачу топлива в том случае, когда двигатель остановится. Положение ключа в замке зажигания при этом значения не имеет.

Лидеры на рынке — Tomasetto, Lovato, BRC, Atiker

Сегодня в продаже представлены мультиклапаны разных производителей. Максимальным спросом пользуется продукция компаний Lovato («Ловато»), Tomasetto («Томасетто»), BRC («БРС») и Atiker («Атикер»). Встречаются и другие марки, но они практически не востребованы, поэтому перечислять всех производителей нет смысла.

Отметим, что чаще всего покупают мультиклапаны Lovato и Tomasetto. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Больше информации об этих производителях газобаллонного оборудования вы сможете найти в соответствующей статье нашего сайта.

Возможные неисправности

Мультиклапан – важный компонент ГБО, от которого напрямую зависит безопасность его использования. Поэтому неисправности в работе этого узла недопустимы. Отметим, что поломки случаются довольно редко. Иногда коррозия может разрушать болты, которыми мультиклапан крепится к баллону. Избежать проблемы можно с помощью применения антикоррозионных средств и дополнительной защиты болтов.

Ещё один проблемный момент – наличие загрязнения в газовом топливе. Частицы мусора, вода, смазка насосов могут помешать работе мультиклапана. Попадание грязи в скоростной клапан может привести к уменьшению диаметра магистрали. В итоге двигатель будет испытывать нехватку топлива для эффективной работы при серьезных нагрузках.

Также иногда возникает проблема с перемещением поплавка внутри баллона. Грязь и влага приводят к тому, что поплавок перестаёт двигаться. В результате – неправильное отображение уровня топлива и невозможность срабатывания клапана, отсекающего заправку газа. Поплавок может заклинить и в максимально поднятой позиции, в результате чего вы вообще не сможете заправить баллон, так как будет включаться отсекающий клапан.

Выводы

Учитывая тот факт, что работоспособность мультиклапана обеспечивает максимальную безопасность эксплуатации газобаллонного оборудования, к его выбору и установке необходимо подойти со всей ответственностью. При обнаружении малейших признаков неисправности одного из клапанов, необходимо провести тщательную диагностику системы и устранить проблему. Если вы намерены выполнить установку или ремонт этого компонента ГБО своими силами, рекомендуем проконсультироваться у специалистов. Не экономьте на своей безопасности!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector