Основные технические характеристики АРС-14К

Основные технические характеристики АРС-14К

Авторазливочная станция АРС-14 – специальное передвижное инженерно-техническое средство, обеспечивающее выполнение подразделения химических войск важнейших профилактических мероприятий. Машина предназначена для транспортировки специально подготовленных жидкостей, обеспечивающих работу армейских комплексов химической, радиационной и биологической защиты. Спецсредство позволяет перевозить, перекачивать и хранить различные жидкости, растворы и составы, используемые подразделениями химических войск при обработке военной техники, автомобильного транспорта и строительной спецтехники.

Разработка и создание авторазливочной станции АРС-14

Необходимость в создании подобной техники, повышающей эффективность работы подразделений химических войск, возникла в конце 50-х годов. Появление на вооружении армий потенциального противника тактических ядерных боеприпасов, высокая вероятность использования отравляющих веществ заставили советских военных искать варианты выхода. В результате неотложных мер, химические войска стали пополняться специальными машинами, обеспечивающими быструю дезактивацию и дегазацию военных объектов. Неотъемлемой частью новых инженерно-технических комплексов стала авторазливочная станция АРС-14.


Авторазливочная станция АРС-14 на выставочном месте в экспозиции Музея военной Славы и военной техники в г. Верхняя Пышма, Свердловская область

Оборудование и автомобильную цистерну установили на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Новая техника стала поступать в войска с середины 60-х годов. Немало машин было передано в части пожарной охраны, где они с успехом использовались при тушении пожаров различной сложности.

Назначение

Автомобиль для тушения пожаров АРС-14ПМ предназначен для борьбы с огнём в лесной и сельской местности. Выпускается предприятием «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, бывший Уральский автомоторный завод, УАМЗ) на шасси автомобилей ЗиЛ-131 / ЗиЛ-131Н производства Завода имени Лихачёва (в том числе переоснащённых дизельными двигателями), а также на шасси их аналогов производства УАМЗ — Амур-531342 с карбюраторным двигателем и Амур-531340 с дизелем.

АРС-14ПМ приспособлен для доставки к месту пожара средств пожаротушения и пожарного расчёта, для тушения пожара водой и воздушно-механической пеной.

  • цистерной на 2700 л воды и баком на 150 л пенообразующего состава;
  • насосной установкой и комплектом водозаборных рукавов;
  • лафетным стволом на крыше и распылительным подбамперным насадком;
  • напорными рукавами с ручными пожарными стволами и водоразборной колонкой;
  • генератором пены ГПС-600;
  • переносными огнетушителями типа ОП-5;
  • немеханизированным ручным инструментом, а также гидравлическим инструментом.

Кабина автомобиля АРС-14ПМ — трёхместная цельнометаллическая двухдверная.

По конструкции шасси АРС-14ПМ аналогичен базовой модели и представляет собой трёхосный полноприводный автомобиль с управляемыми колёсами передней оси и сближенными задними осями. Несущая система — лонжеронная рама. Двигатель размещается в передней части под металлическим оперением с капотом аллигаторного типа. Автомобиль комплектуется либо рядным четырёхцилиндровым дизелем Минского моторного завода из серии Д-245 (турбонаддувным или атмосферным), либо восьмицилиндровым V-образным карбюраторным двигателем семейства ЗиЛ-130 / ЗиЛ-131 / ЗиЛ-508.10. Мощность силовой установки, в зависимости от варианта, округлённо составляет от 96 до 111 кВт.

Трансмиссия автомобиля — механическая ступенчатая, с КПП на пять передач прямого хода, двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивающей автоматическое подключение и отключение переднего моста с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей, и с проходным средним мостом. Мосты неразрезные, подвеска передних колёс — на полуэллиптических рессорах, две задние оси сблокированы в тележку с балансирной подвеской. Ошиновка всех колёс — односкатная. Автомобиль оборудован системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

Дополнительно АРС-14ПМ может комплектоваться предпусковым подогревателем двигателя, лебёдкой для самовытаскивания, тахометром, счётчиком моточасов, контрольно-измерительными приборами насосной установки и другой аппаратурой.

Основные тактико-технические характеристики АРС-14

  • Особенности конструкции:
  • Расчет — 3 человека.
  • Масса — 10,2 т.
  • Длина — 6,8 м, ширина — 2,4 м, высота — 2,4 м.
  • Емкость цистерны — 2700 л.
  • Расход раствора — 0,5 л/кв.м.
  • Ширина дегазируемой/дезинфицируемой полосы — 5 м.
  • Шасси: ЗИЛ-131.
  • Двигатель карбюраторный, мощность — 140 л.с.
  • Максимальная скорость движения — 85 км/ч; рабочая скорость движения — 5-7 км/ч.

Авторазливочная станция АРС-14 долгое время оставалась на оснащении химических войск, подразделений радиационной, химической и биологической защиты ВС Российской Федерации. В 2011-13 года около 2000 машин, снятых с вооружения, были переданы подразделениям МЧС.

АВТОРАЗЛИВОЧНАЯ СТАНЦИЯ АРС – 14КМ

  • дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружений, военной техники и транспортных средств;
  • дегазация и дезинфекция местности;
  • забор, транспортировка и временное хранение жидкостей, дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих веществ и рецептур;
  • приготовление дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих рецептур;
  • подогрев и временное хранение воды и водных дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих рецептур;
  • перекачка жидкостей из одной ёмкости в другую;
  • снаряжение жидкостями комплектов спецобработки;
  • создание маскирующих аэрозольных завес;
  • пылеподавление на местности;
  • проведение пожаротушения на местности;
  • помывка личного состава

НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ АРС-14 КМ

  • дегазации, дезактивации и дезинфекции объектов хранения удобрений и химикатов использующихся в СХ;
  • для санитарной обработки и дезинфекции местности, овощных, плодово-ягодных, зерновых и других сельхозкультур жидкими растворами (борьба с микроорганизмами и насекомыми вредителями);
  • полив всех сельхозкультур;
  • забора, транспортировки и временного хранения жидкостей, веществ и растворов санитарной обработки, дезинфекции, либо растворов удобрений;
  • приготовление веществ и растворов санитарной обработки, дезинфекции, либо растворов удобрений;
  • подогрева и временного хранения воды и растворов санитарной обработки, дезинфекции, либо растворов удобрений;
  • перекачка жидкостей из одной емкости в другую;
  • снаряжение жидкостями комплектов специальной обработки;
  • создание санитарных аэрозольных завес (борьба с микроорганизмами и насекомыми вредителями);
  • пылеподавление на местности;
  • проведение пожаротушения на местах и в лесных массивах;
  • помывка личного состава.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

п/п наименование значение
1. Тип базового шасси КАМАЗ 43114
2. Масса снаряженной станции (с расчетом), кг 15450
3. Габаритные размеры, мм — длина — ширина — высота 8090 2500 3090
4. Заправочные ёмкости, л — цистерны для воды большой — цистерны для воды малой — бак для топлива 2700 1040 210
5. Боевой расчёт, чел 3
6. Технические показатели при дегазации местности — скорость движения станции, км/час — нормы расхода рабочего раствора, л/м2 — длина обрабатываемой полосы местности, м 5-6 0,9-1,2 600-700
7. Время нагрева 2500 л воды, растворов на 60 °C, мин 60
8. Дальность струи при пожаротушении, м — компактной водяной струёй — пенной струёй 30 15
9. Помывка личного состава в палатке горячей водой, чел/час 6
10. Мощность двигателя, кВт/лс 191/260
11. Расход топлива на 100 км пути при скорости 60 км/ч, л 30-35
12. Колесная формула 6 х 6 Привод на все колеса

АРС-14КМ. Автомойка апокалипсиса на колёсах

Здравствуйте, товарищи-пикабушники. Давно читаю, но сам пишу впервые.

На волне всей этот вирусной свистопляски, хочу рассказать вам о довольно интересной машинке, командиром расчета которой я был во время прохождения срочной службы.

Будет довольно злободневно, потому что я служил в войсках РХБЗ

Знакомьтесь — АвтоРазливочная Станция на 14 рабочих мест, на базе a/м КаМаз 43114, модифицированная или же сокращённо — АРС-14КМ.

Выглядит довольно скучно и обыденно, согласитесь? Обычный военный грузовик, в профиль даже цистерну не видно. Может, бензовоз какой-нибудь или вообще полевая кухня? Но как бы не так, у машинки есть сюрпризы. Хотя, забегая вперед, и бензовозом, и частично, полевой кухней она может работать! Но обо всём по порядку.

Читайте также:  Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 Схемы предохранителей, электросхем

Эта машина изначально предназначена для ликвидации последствий всяких нехороших ситуации — от аварий на химическом производстве, до дезактивации войск и техники, выходящих из зоны радиоактивного заражения. Но, помимо этого она может быть задействована в куче других мероприятий, например:

дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружений, военной техники и транспортных средств;

дегазация и дезинфекция местности;

забор, транспортировка и временное хранение жидкостей, дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих веществ и рецептур;

приготовление дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих рецептур;

подогрев и временное хранение воды и водных дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих рецептур;

перекачка жидкостей из одной ёмкости в другую;

снаряжение жидкостями комплектов спецобработки;

создание маскирующих аэрозольных завес;

пылеподавление на местности;

проведение пожаротушения на местности;

помывка личного состава.

Устроена АРС-14КМ не особенно сложно. На базе грузовика КаМаз смонтировано две цистерны, ёмкость 2700 и 1040 литров, соответственно. По бокам от цистерны расположены катушки с рукавами разной длины и диаметра, инвентарь для непосредственной обработки (щётки, бранспойты, переходники, адаптеры, ванночки), нехитрый ЗИП и пункт управления.

Установка оборудована двумя насосами — основным, запитанными от карданного вала автомобиля и запасным, механическим, на случай поломки.

Экипаж машины состоит из трёх человек — старшего химика, просто химика и водителя, который этих умников возит. Сам процесс обработки состоит в следующем — на корме машины есть трубы, закрытые заглушками, которая идут от цистерны с дегазирующей или любой другой жидкостью (о них позже).

К этим трубам присоединяются рукава. Этих рукавов в составе машины много, для разных целей свои. Наиболее часто для обработки используются бранспойты и щётки.

Задача расчёта АРС-14КМ, помимо приготовления и доставки на пункт дезактивации смеси, состоит ещё и в том, чтобы подготовить рабочие места, на столько мест, сколько скажет командование. Для понимания, одно место — одна обрабатываемая единица техники.

Подготовка рабочего места заключается в протяжке рукавов с одетыми насадками, установкой их на металлические штырьки на земле, обязательно над ванночками. Ванночки нужны для того, чтобы ещё больше не засрать землю-матушку всякой кислотой, из которой состоит дегазирующая смесь. При обработке на заранее подготовленном ПуСО (пункте специальной обработки) есть система дренажа, а в случае, когда нужно сделать быстро — на землю-матушку уже похеру, увы.

И вот, рабочие места готовы! Дальше расчёт АРС-14КМ запускает и контролирует работу насосов. Обработка выполняется силами экипажа обрабатываемой техники.

Нужно сказать пару слов о смесях. Они бывают разные, их очень много. И в качестве средства для обработки можно использовать почти всё что угодно — от тосола до речной воды, всё, что есть в наличии.

Но основным раствором является РД-2 — рецептура дегазирующая, вариант 2. Производится в промышленных масштабах, очень ядреная и взрывоопасная.

Идём дальше. Обработка местности.

В случае попадания боевых отравляющих веществ, частиц биологического оружия (в том числе вирусов), радиоактивных частиц на землю, их нужно смыть. Здесь опять лучшим помощником будет АРС-14КМ. На фото выше прикрепил старшего брата — АРС-14 на базе ЗИЛ-131. На таком я тоже работал, гораздо менее удобный, чем КМ. У этого все рукава лежат на крыше — ползать в костюме химзащиты туда очень неудобно, особенно, зимой.

Кстати, как я писал выше — для первичной обработки, в принципе, годится что угодно, даже простая вода. Характерный пример можно увидеть в сериале «Чернобыль» от HBO. Улицы Припяти обрабатывает обычная коммунальная поливалка. Но выглядит эпично, конечно. АРСы в сериале тоже, кстати, есть и их много. Но в Яндекс.Картинках не нашел, а искать в сериале по кадрам что-то лениво.

Ну, что ещё… Машина способна обеспечивать дымовую завесу для маскировки войск или позиций.

А ещё может выступать в качестве бани или портативной душевой. Сам я её так не разворачивал и никогда в живую не видел, в интернете тоже фото почти не нашёл. Но знаю, что она может обеспечивать большую помывочную палатку горячей водой под хорошим давлением. Нашёл вот это вот — гражданская версия МЧСного АРСа даёт воду в помывочные палатки.

Время разворачивание станции силами экипажа — от 7 до 15 минут в костюмах химзащиты. Та ещё развлекаловка! Но, на КМ проще. На старом АРС-14 вообще шандец, но и времени там даётся больше. Но, не суть.

Очень надеюсь, что в ближайшем будущем мы с вам не будем видеть такие машины на улицах! А если увидите, теперь будете знать, что это:)

Арс 14пм

Пожарные автомобили строят не только на базе новых автомобильных шасси. Ряд предприятий занимается переоборудованием снятой с хранения военной техники в автомобили «мирных» профессий. Одну из таких машин можно было увидеть на салоне «комплексная безопасность».

ООО «Тульский механический завод» выпускает на базе авторазливочной станции АРС-14 пожарную автоцистерну собственной конструкции. Авторазливочная станция АРС-14 на полноприводном шасси ЗиЛ-131

предназначена для проведения дезинфекционных и дезактивационных работ в зонах химического, бактериологического и радиационного загрязнения. На машине смонтирована емкость для воды, насос и система раздаточных трубопроводов. При переоборудовании пожарную автоцистерну с АРС-14 снимается вся штатная система трубопроводов, а также насос 2,5ВС-3А. Вместо него, в специально оборудованном заднем отсеке ставится более мощный насос ПН-40УВ.

Для его привода на коробку передач монтируется коробка отбора мощности, соединяющаяся с насосом карданной передачей с несколькими валами.

В цистерну врезаются всасывающий патрубок диаметром 125 мм и патрубки диаметром 10мм с задвижками для подсоединения к насосу.

В заднем отсеке размещается также автономная вакуумная система с электроприводом для заполнения насоса. На верхней части цистерны монтируются пеналы для всасывающих рукавов диаметром 75 и 125 мм и направляющие для пожарных лестниц,

а по бокам фиксаторы для крупного противопожарного оборудования (пеногенераторов и т.п.).

Машина получает также бак для пенообразователя с соответствующими коммуникациями. И естественно, автоцистерна комплектуется средствами связи и сигнализации — проблесковыми маяками, радиостанцией, новой светотехникой и аккумуляторной батареей.

Дополнительно, в передней части на автоцистерну устанавливается гидрофицированный поворотный отвал. Его гидросистема работает от насоса НШ-32, приводимого от коробки отбора мощности на коробке передач. Гидрораспределитель управления отвалом расположен в кабине.

Предлагаемая «Тульским механическим заводом» автоцистерна, в первую очередь, предназначена для оснащения добровольных пожарных частей. Привлекательная цена (за счет использования недорогого «расконсервированного» шасси) в сочетании с гарантированным качеством (автомобиль новый, без пробега) и ремонтопригодностью (запчасти для «сто-тридцать-первого» доступны повсеместно) делает ее незаменимой для оснащения небольших пожарных дружин, особенно в сельской местности.

Статьи о других участниках выставки Комплексная безопасность-2013 можно посмотреть здесь .

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления .

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте .

Фото АРС-14 из сети Интернет

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Читайте также:  Сигнализация Пандора инструкция по эксплуатации брелка, пользованию, настройка автосигнализации DXL

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Подпишись на RSS!

Подпишись на RSS и получай обновления блога!

Получать обновления по электронной почте:

Рубрики

Архивы

Август 2013

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл Сен »
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Я на твиттере..

Самое комментируемое

  • Контакты
  • Пушки Московского Кремля
  • Блокировка дифференциала Eaton для ГАЗели и Соболя
  • Новые Уралы на салоне Комплексная Безопасность 2014
  • Франция приостановила военно-техническое сотрудничество с Россией: при таких друзьях врагов не надо.

Заметок на блоге: 935
Комментариев: 200

АРС-14 для ЗИЛ-131: технические характеристики двигателя, грузоподъемность тягача, вес ГАЗ-131

Армейский ЗИЛ-131 успел стать легендой советского и российского автомобилестроения. Эта машина показала, что в России, как бы ни ругали автопром, машины делать умели и умеют. ЗИЛ131 и сегодня востребован в самых разных областях народного хозяйства.

ЗИЛ- 131 был выпущен полвека назад, сменив устаревший ЗИЛ-157. А в 1986 году появились его первые модификации. Изначально машина разрабатывалась для потребностей Советской Армии.

Благодаря своей высокой для того времени проходимости и грузоподъемности, достигавшей 5 тонн на асфальтовой дороге и 3,5 тонн на грунтовой (у ЗИЛ-5301 этот показатель всего 3т), грузовик нашел применение в народном хозяйстве. ЗИЛ-131 преодолевает брод глубиной 1,4 метра и способен подняться в гору под углом 30о.

Прочитайте статью про современный автомобиль, используемый в вооруженных силах – Камаз каратель.

Описание

Первые машины ЗИЛ-131 предназначались для перемещения не только грузов, но и людей, поэтому в дощатом кузове с откидывающимся задним бортом были смонтированы откидные скамейки на 16 мест, и одна восьмиместная скамейка была отдельной.

На бортах предусматривались демонтируемые дуги для тента, что позволяло в случае непогоды укрыть людей и грузы. В таком виде, с бортовыми кузовами были выпущены первые машины и сразу поступили на вооружение армии, пришли в колхозы, на крупные строительные площадки.

Армейские бортовые машины снабжались:

  • люком для наблюдения. Он располагался справа в крыше кабины;
  • светомаскировочными фарами и фарой искателем слева;
  • усилением лобового стекла в виде средней стойки;
  • крепежными приспособлениями для автотранспортировки.

Машины были оснащены спецкомплектом, в который входили:

  • строевые гнезда для оружия,
  • прибор ночного видения,
  • бокс для документов и карт,
  • дозиметры;
  • инструмент для инженерно-земляных работ;
  • противопожарные средства и аптечка.

Немного модернизированные, бортовые машины с лебедкой и помостом над верхом кабины, добавочным освещением, и маркированные специальными знаками, обеспечивали ракетные комплексы специальным оснащением, выполняли перегрузку и доставку оборудования.

На видео – сравнение дизельного и бензинового ЗИЛ-131.

Технические характеристики

Автомобиль условно разграничивается на три основные составляющие:

Двигатель – комплекс узлов, которые приводят автомобиль в движение

Шасси – это, если сказать упрощенно, тележка с колесами, или то, что осуществляет движение.

Кузов – это функциональная начинка авто. От содержания кузова зависит назначение автомобиля. К примеру, на одном шасси, изменяя кузов, можно собирать десятки самых разных автомобилей – от самосвалов до автобусов.

ЗИЛ-131 вместе с лебедкой весит 6,8 тонн, с максимально допустимым грузом его вес достигает 10,5 тонн. Таким образом, грузоподъемность машины составляет 3, 5 тонны. ЗИЛ-131 также работает с прицепом, допустимый вес которого – 4 тонны.

Если машина будет работать со значительной перегрузкой, она быстро выйдет из строя.

В данном виде подробно про ЗИЛ-131:

Двигатель

На автомобиле установлен восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-131 с карбюраторной подачей топлива. Мощность ДВС составляет 150 лошадиных сил. Рабочий объем четырехтактного двигателя – 6 л. Наибольшее число оборотов двигателя – 3100, максимальный крутящий момент при 1800-2000 оборотах в минуту – 402Н/м.

Цилиндры размером 100 мм в поперечнике, располагаются под углом 90о, и работают в следующем порядке − 1−5−4−2−6−3−7−8.

Блок цилиндров верхнеклапанного ДВС, изготовленный из чугуна, состоит из:

  • легко снимающихся гильз, в верхней части которых имеются вставки, устойчивые к кислой среде, в нижней – уплотнительные кольца из резины.
  • поршней овальной формы из алюминиевого сплава,
  • двух алюминиевых головок цилиндров со вставными седлами,
  • поршневых колец, 3 из которых компрессионные, изготовлены из чугуна, и 1 маслосъемное, стальное.

Двигатель работает на бензине А-76, топливо подается принудительно, диафрагменным, герметичным насосом. Расход топлива на 100 км при скорости 40км/час составляет 40 литров (это на 10 литров больше, чем у ЗИЛ-431410).

Шасси

Шасси состоит из основных элементов, действие которых направлено на передачу усилий от двигателя к колесам. Это:

  • трансмиссия,
  • ходовая часть,
  • управление.

Полноприводная трансмиссия с формулой колес 6х6 в ЗИЛ 131 представлена:

  • механической, с 5-ю передачами и двумя синхронизаторами, коробкой передач;
  • раздаточной коробкой с двумя передачами.

Раздатка, состоящая из рычага, стяжной пружины, тяги, фиксаторов, замкового устройства и штоков, установлена на продольных балках рамы и закреплена болтами.

Раздаточные передачи переключаются рычагом, имеющим три позиции: прямая передача – положение рычага назад, понижающая передача – рычаг вперед и нейтральная располагает рукоятку посередине.

  • шарниром равных угловых скоростей, передающим равномерное вращение независимое и от угла между соединяемыми осями, и обеспечивающим передачу крутящего момента при поворотах до 70 градусов относительно оси.
  • однодисковым сухим сцеплением с упругим гасителем крутильных колебаний;
  • двойной главной передачей;
  • коническим, с четырьмя сателлитами, дифференциалом;
  • 4-мя карданными валами;
  • тремя мостами. Передний мост является ведущим и управляемым, средний и задний мосты ЗИЛ-131- ведущие. Редукторы переднего и заднего мостов установлены над картером мостов и фиксируются фланцами, установленными горизонтально.
  • Ходовая часть

    Рамы изготовлены штамповочным методом и соединенной со швеллерными лонжеронами и поперечинами, посредством клепания. Сзади вмонтирован крюк для буксирования других, машин, обладающих меньшей проходимостью.

    • передней и задней подвесок. Первая подвеска крепится на паре продольных рессор. Передние концы рессор закреплены на раме пальцами, вставленными в кованые ушки. Это самая старая и классическая конструкция подвески. Задняя подвеска – балансирная, распределяющая нагрузку между задним и средним мостами. Такой тип подвесок характерен для трехосных машин.
    • гидравлических амортизаторов двухстороннего действия, смонтированных на передней подвеске;
    • двойной главной передачи с парой конических и парой цилиндрических шестерен.

    Колеса на ЗИЛ-131 дисковые, специальные, с разборными кольцом и ободом. Шины тоже специальные, восьмислойные, размер 12,00-20 с грунтозацепами. Здесь о колесах следует сказать особо. Первоначально обод крепили болтами, а после 1977-го года начали ставить колеса с цельным ободом и замочными кольцами.

    Благодаря этому нововведению водители вздохнули легче, теперь им не надо отворачивать схватившиеся ржавчиной, или что хуже, примерзшие на морозе болты.

    И,наконец,система управления грузовика,включающая в себя рулевое управлениес гидравлическим усилителем и систему торможения. Гидравлический усилитель руля вместе с рулевым блоком размещен в картере. Действие ГУР основано на работе лопастного насоса, который запускается от коленчатого вала клиновой передачей. Насос оснащен масляным радиатором.

    Рулевой механизм представляет собой винт с гайкой на вращающихся шариках и рейку, часть которой зазубренная.

    Тормоза на ЗИЛ 131 дисковые, с внутренними колодками, с воздушным приводом на рабочих, и механическим приводом на стояночных тормозах.Тормозная система устроена таким образом,что при их включении задействуются также тормоза присоединенного к машине прицепа или полуприцепа.

    Завод Камаз – самый известный производитель грузовой техники в России. О контейнеровозах Камаз можно прочитать здесь.

    Описание основных моделей завода Камаз также можно найти на нашем сайте.

    И прочитать историю развития завода – тут.

    Сферы применения

    Грузовые автомашины ЗИЛ-131 активно использовались не только внутри СССР, но и экспортировались в страны Варшавского договора и другие дружественные государства. Грузовик с солидным запасом прочности и усиленными тяговыми качествами был способен работать при температурах воздуха от -40 до + 50оС, на любых дорогах.

    В то время не было понятия – внедорожник, потому что и дорог хороших практически не было, поэтому конструкторы разрабатывали машины с учетом низкой проходимости дорог. ЗИЛ 131 был основным транспортом для доставки армейских грузов и личного состава до 24 человек, служил тягачом для артиллерийских орудий, двухтонных грузоприцепов типа СМЗ-8325.

    Бортовые модели ЗИЛ-131 были адаптированы для транспортировки грузовыми самолетами Ан-22, Ан-124 и Ил-76..

    Все воинские модели ЗИЛ-131 с первых дней производства оснащали экранированным электрическим оборудованием, трехступенчатой фильтрацией воздуха игерметизированными блоками,что давало возможность использовать их во всех армейских образованиях, и в критических дорожных и погодных условиях (также как и МАЗ-5551).

    Позднее, на шасси ЗИЛ131 были выпущены топливные и маслозаправщики, автоцистерны, разработаны пожарные машины. Для передвижных лабораторий, радиолокационных установок и радиостанций были созданы кузова закрытого типа – фургоны. Выпускались также спецмашины для аэродромов.

    Авторазливочная станция АРС-14

    АРС-14 – авторазливочная станция – одна из сфер применения шасси ЗИЛ-131. Это комплекс специализированного оборудования, предназначенного для:

    • транспортировки активных химических веществ;
    • дезактивации газов и ядовитых соединений;
    • дезинфекции местности, а также дезактивации ядовитых и зараженных веществ, попавших на боевое вооружение, технику, специальными жидкими растворами в случае химической или бактериологической атаки.

    Станция предназначалась для нужд Армии. Спецоснащение станции АРС-14 состоит из:

    • двух насосов: ручного и механического самовсасывающего,
    • трубопровода,
    • рукавов, переходников и коллекторов.

    В процессе работы жидкость насосом закачивается из водоема, цистерны или иной емкости и подается к местам, подлежащим обработке.

    Конструкция АРС-14 была использована для создания пожарных машин.

    Автомобиль рукавный АР-2

    Рукавный автомобиль доставляет к месту возгорания команду пожарников, напорные пожарные рукава общей длиной до 5 км и трех разных сечений (150, 170, и 77 мм) и средство для пожаротушения (вода или пена). Конструктивно машина приспособлена для тушения пожаров. Встроенный насос подает мощную струи воды или противопожарной пены через специальный ствол.

    Цена пожарной машины на базе шасси ЗИЛ-131 колеблется от 350-600 тысяч рублей.

    Топливозаправщики и автоцистерны

    На основе ЗИЛ 131 производились автоцистерны, топливо- и маслозаправщики. Заправочные машины оснащались самовсасывающим насосом, фильтрами первоначальной очистки, вентилями, задвижками, и трубопроводами.Сбоку от резервуара, вкоробах укладывались рукава.

    Кабина управления автозаправщиком размещалась между резервуаром и рабочим местом водителя.Контроль над количеством топлива выполнял индикатор уровня, включавший световой или звуковойсигналы при превышении допустимого количества.

    КУнГ ЗИЛ 131

    Первые фургоны КУнГ ЗИЛ 131 появились в 1970 году. Кунг – кузов унифицированный, герметизированный, закрытый со всех сторон. Машины с такими фургонами использовались и продолжают эксплуатироваться в качестве передвижных лабораторий, передвижных медицинских учреждений и для иных исследовательских целей.

    На шасси ЗИЛ-131 с фургоном КУнГ размещались передвижные радиостанции, средства радиосвязи, наблюдения.

    Фургоны также использовали для отдыха и проживания в полевых условиях. В них осуществлялось управление войсками. Все кузова подобного типа оснащены бытовыми условиями, системами вентиляции и отопления, освещением. В отопительных устройствах предусматривались фильтры для очистки воздуха.

    В зависимости от оснащения, и возложенных на КУнГ ЗИЛ-131 функций, отдельный фургон весит от 1200 до 1800 тонн.

    Сейчас 3ИЛ131 с фургоном типа КУНГ можно купить за сумму от 150 до 350 тысяч рублей. Сколько стоит КУнГ без машины, зависит от его оснастки и года выпуска. В полностью оснащенном фургоне можно работать, или жить.

    Мастерская технического обслуживания

    Передвижная автомастерская МТО АТ- это еще одна область применения кузова-фургона на шасси ЗИЛ-131. Передвижную автомастерскую составляли следующие элементы:

    • шасси ЗИЛ-131;
    • лебедка, располагавшаяся впереди и крепившаяся к буферу и передней поперечине рамы болтами;
    • кузовкаркасно-металлическийКМ131илиК131 (фургон);
    • специальное технологическоеоборудование, инструменты устройства дляТО автомобилей.

    Были разработаны отдельные мастерские для ремонта гусеничной техники, для технического сервис ремонта четырехосных машин, которые оснащались в соответствии с потребностями данных транспортных средств.

    Последующие модификации

    В январе 1971 года с конвейера сошел ЗИЛ 131А см неэкранированным электрооборудованием. У этой модели не было отдельной съемной скамейки, отсутствовал поисковая фара и другое военное спецоборудование. Разработчики модели уменьшили глубину преодоления брода до 90 см. ЗИЛ-131А больше соответствовал нуждам сельского хозяйства, чем военным.

    ЗИЛ-131В – седельный тягач. В сравнении с базовой моделью, у тягача более короткая рама, имеется седельно-сцепное приспособление, 2 запасных колеса. Тягач разрабатывался для буксирования полуприцепа весом до 10 тонн на грунтовой дороге и 12 тонн на шоссе. Производился в 1968-86 годах.

    Бесплатное зрелище езды по бездорожью:

    В своем первоначальном виде ЗИЛ-131 производился в течение 20 лет, но в 1986 году было принято решение модифицировать шасси, успевший ставший уже классическим.

    Первый модифицированный вариант – ЗИЛ131Н выпускался с карбюраторным ДВС, но были еще модели ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ131Н2, которые производились с дизельными движками (соответственно – Д245 дающий 105 л.с. и ЗИЛ-0550 мощностью 132 л.с.). Кроме двигателя его отличие заключалось в модернизации осветительных приборов, в комплектации синтетическим тентом.

    ЗИЛ-131НА – автомобиль с неэкранированным электрооборудованием, одним бензобаком с левой стороны.

    ЗИЛ131НВ – седельный тягач на шасси ЗИЛ131Н.

    Обе модели производились с 1986 года.

    ЗИЛ-131С был разработан для суровых северных условий. Кабина была защищена от потерь тепла усиленной теплоизоляцией, обеспечивалась автономным отоплением. Двойные стекла тоже были призваны сохранять тепло на рабочем месте водителя. Машина оснащалась противотуманными фарами, резиновыми деталями из морозостойкой резины.

    Предусматривалась защита аккумулятора от замерзания. В северном исполнении производились модели ЗиЛ-131НС, -131НАС, -131НВС. Они были рассчитаны на морозы ниже 50ОС.

    Сейчас новые модификации автомобиля ЗИЛ-131 производятся на Уральском автозаводе. Представители частного бизнеса не боятся приобретать машины, выпущенные 20-30 лет назад, потому что у этих грузовых автомобилей «неубиваемое» шасси, надежный двигатель, да и вся конструкция грузовика рассчитана на десятки лет эксплуатации.

    И тот факт, что ЗИЛ-131 выпущенный в 80-х годах прошлого века, предлагается по цене 150-300 тысяч рублей, только подтверждает сказанное.

    Разработки завода Камаз для армии описаны в этой статье.

    Возможно вам также будет интересна статья про МАЗ 53366.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector