Схема подключения компрессора холодильника как с конденсатором, включения напрямую

Пускозащитное реле холодильника конструкция и работа

Трехфазному двигателю наличие пусковой обмотки излишний элемент. Потребляя 380 вольт, врубается в сеть непосредственно, катушки статора сфазированы определенным образом. Требуется запуск от сети 230 вольт – умельцы начинают химичить. Появляются схемы звезды, треугольника, использующие конденсатор, обеспечивающий сдвиг напряжения на 90 градусов в произвольной обмотке относительно двух оставшихся. Первая выполняет роль пусковой, конденсатор должен отключаться, когда двигатель наберет обороты. Фактически из трехфазного мотора получается двухфазный. Конечно, можно сделать блок питания, выдающий три синусоиды, сдвинутые на 120 градусов друг относительно друга искусственным путем. Пускозащитное реле холодильника вторит принципами работы асинхронных двигателей, служит реализации функций, заложенных названием.

Запуск асинхронного двигателя однофазной сетью 230 вольт

Напряжение 380 вольт – три фазы по 230 вольт каждая, оба случая рассматривают действующее значение. Вызывающее на пассивном сопротивлении аналогичный тепловой эффект. Переменное напряжение непрерывно меняется, цифру усредняют по времени. Результат называют действующим (эффективным) значением величины.

Чтобы двигатель асинхронного типа работал правильно, поле статора должно вращаться. Легко обеспечить (доказано Николой Тесла): на три обмотки подать соответствующие фазы. Происходит векторное сложение полей. Результирующий вектор плавно вращается, увлекая ротор. КПД трехфазных двигателей сети 380 В максимальный из прочих разновидностей, типов включений. В промышленности применяется непривычный жилому дому вольтаж. Может жилец получить 380 В? Гипотетически – да. Профессиональный электрик найдет три фазы, сдвинутые друг относительно друга на нужный угол (120 градусов).

Многоэтажки питаются сетью 380 вольт. Квартира получает 1 фазу. Редкие исключения ограничиваются современными многоэтажками. Некоторые образчики бытовой техники (кухонные плиты) питаются двумя фазами. Мера обеспечивает снижение требований к электрической проводке квартиры.

Фаза одна. Вращение поля невозможно принципиально. Движение получают, складывая минимум два вектора. Приходится использовать услуги конденсатора, сдвигающего напряжение на 90 градусов. Фактически при схеме звезды или треугольника одна обмотка выполняет роль пусковой, заставляет поле вращаться. В дальнейшем величина меняется линейно, поскольку двигатель набрал обороты, инерции хватит сохранить вращательное движение. Переменное поле будет ритмично толкать ротор в нужном направлении. Плавность уступает результирующей сложения трех векторов, функционированию домашней бытовой техники хватает.

Почему квартиры лишены трехфазного напряжения. Работа с ним требует глубоких знаний, отличных практических навыков. 230 вольт любой домохозяйке поможет подвести розетку. Одна фаза и земля (нейтраль). Думать не надо. Формулировка утрирована, но близка смыслу реального положения дел. Теряем КПД, получаем взамен простоту.

Что делает пусковая обмотка. Двигатель не войдет в рабочий режим, создает второй вектор, который в первом приближении позволяет считать поле внутри двигателя вращающимся. Неровного круга сдвинуть, раскрутить ротор хватает. Обороты набраны, пусковая катушка должна быть отключена, толку минимум, энергия тратится немалая, снижая КПД устройства.

Принцип действия пускозащитного реле

Пусковую катушку нужно отключить, когда обороты набраны. В момент старта обмотки потребляют большой ток, эффект позволяет отследить момент перекоммутации. Пусковое реле холодильника выполняет защитные функции (не всегда). Опцию реализует разогрев чувствительного элемента электрическим током. Порог превышен – цепь разрывается, невзирая, достигнут нужный режим холодильника согласно показаниям термостата или нет. Придумано две схемы работы пускового реле (одновременно может быть защитным):

  1. «Таблетки» работают на основе материала, расширяемого нагревом. Изначально рабочий элемент холодный, пусковая обмотка потребляет ток, обеспечивая плавный пуск асинхронного двигателя. Постепенно температура таблетки поднимается, вызывая размыкание контакта, включенной остается рабочая катушка. Полагаем, для поддержания режима внутри реле установлен механизм предотвращения охлаждения таблетки. Дроссель рабочей обмотки, греющий элемент. Если таблеточное реле ломается, часто внутри можно услышать шорох рассыпавшегося порошка, изменяя положение корпуса прибора.
  2. Индукционные реле основаны на действии электромагнитов. При запуске ток большой и за счет этого сердечник прижимает контакты пусковой катушки. Со временем потребление двигателя падает. В результате сила тока уже не уравновесит пружину, контакты пусковой катушки размыкаются. Обратите внимание: важно сориентировать реле в пространстве правильно. Часто сердечник падает, увлекаемый действием силы тяготения. Зато и тестировать такие элементы гораздо проще: повертите из стороны в сторону, чтобы контакты пускового реле изменяли сопротивление от нуля до бесконечности.

С таблетками часто идут в одном корпусе тепловые реле на биметаллической пластине. Через него проходит ток рабочей катушки. Как только величина превысит порог срабатывания, то контакты размыкаются, останавливая компрессор. Схема реле холодильника биметаллического типа основана на нагреве чувствительного элемента. В этом нет ничего сложного! Две пластины приварены друг к другу плотно. Коэффициент расширения металлов в них различен. Когда происходит нагрев двойная пластина изгибается в сторону материала, который меньше удлиняется. Становится возможным срабатывание реле. Такая схема часто применяется бытовой техникой.

В индукционных реле часто используется нагревающаяся спираль. Здесь материал уже один. Но греет (!) биметаллическую пластину. Через спираль проходит ток рабочей катушки. Если ампераж слишком велик, то биметаллическая пластина разрывает контакты. У индукционного пускозащитного реле виды неисправностей следующие:

  • перегорела спираль, в этом случае контакты не будут звониться в любом положении;
  • заклинило сердечник, запуск двигателя не выполняется, или мотор глохнет через 5 – 10 секунд;
  • нарушен режим работы пластины, холодильник отключается даже в нормальном режиме.

Хотим обратить внимание: тепловая защита полностью аварийная. В нормальном режиме работы срабатывать реле не должно. В то же время пусковая функция сопровождает холодильник в течение периода эксплуатации. Процесс переключения сопровождается легким щелчком. Пускозащитное реле в холодильнике часто слышим, когда прибор работает.

Читайте также:  Коды неисправностей l new

Конструкция пускозащитного реле

Пускозащитное реле напоминает внешним видом таблетку или неопределенной формы. Это такой маленький элемент, находящийся непосредственно возле черного бочкообразного корпуса компрессора. Не задумывались, почему такой цвет сажи выбран окраской сердца холодильника?

Ответ прост: черный поглощает тепло, но также хорошо и излучает. В какую сторону движется процесс, определяет направление перепада температур компрессора и окружающей среды. Когда мотор горячий, то черный корпус отдает тепло воздуху. Кроме того неподалеку присутствует вентилятор, создающий принудительное охлаждение компрессора.

Схема коммутации пускозащитного реле холодильника:

  • Два входа:
  1. Фаза 220 В.
  2. Земля.
  • Три выхода:
  1. Пусковая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
  2. Рабочая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
  3. Земля.

Обычно узнать, что и куда подключается, можно по цвету проводов. В любом случае ремонт следует проводить осторожно. Землю компрессора проще узнать, если соскоблить чуть-чуть краски с корпуса, прозвонить три контакта. Но этот метод оставляется напоследок, когда остальные не помогли.

Индукционные пускозащитные реле ДХР крепятся на неподвижную раму и работают в паре с компрессорами ДХМ. После обозначения может идти цифра, которая одинакова у обоих устройств. Различие конструкций в рабочем напряжении и токах срабатывания и отпускания. Для ускорения разрыва цепи при перегреве за биметаллической пластиной расположен магнит. Если металл попадает в поле действия, то срабатывание системы ускоряется. Магнит служит и для того, чтобы удержать биметаллическую пластину с разомкнутым контактом чуть дольше, чем нужно для нормализации температуры. Это дополнительная защитная мера.

Индукционное реле компрессора холодильника РТП отличается тем, что может находиться и на проводе. Не обязательно крепить к раме. Работа ведется с компрессорами ДХМ 3 и 5. Отличие от ДХР в несколько меньшем токе срабатывания. Это позволит надежнее защитить компрессор. Ток отпускания такой же. Умельцы используют холодильные компрессоры, изготавливая аппараты высокого давления, ресиверы. Накачивают шины, используют пневматическое оборудование.

Прежде чем купить реле для холодильника, убедитесь, что изделие соответствует типу компрессора. Затем элемент необходимо правильно установить. Лучше брать именно ту марку, которая имелась до ремонта. Если реле холодильника Бирюса оснащена типом РТК, лучше такое и брать, несмотря на то, что для двигателя ДХМ подойдут также и РТП, и ДХР. Совместимость устройств помогут определить справочные таблицы. Указывают необходимые технические сведения.

Схема подключения компрессора холодильника самостоятельно

Жизнь современного человека не возможна без бытовых приборов, одним из них является холодильник. К сожалению техника не вечна и с течением времени она выходит из строя. Самой распространенной поломкой холодильника является неисправность компрессора. Поговорим о том, как заменить компрессор холодильника своими руками.

Схема работы холодильника

Холодильник состоит из:

  • Компрессора, который бывает инверторного и линейного типа. После запуска компрессор начинает гнать фреон по системе, тем самым охлаждая камеры;
  • Конденсатора – трубок, находящихся на задней стене корпуса холодильника. Благодаря конденсаторным трубкам рефрижератор не перегревается;
  • Испарителя, в котором происходит закипание фреона и его переход в газообразное состояние;
  • Вентиля для терморегуляции, который служит для поддержания заданного давления;
  • Хладагента — газа-фреона или изобутана, который циркулируя по системе, способствует охлаждению всей камеры.

Изображение 1 – схема работы холодильника

Холодильная система имеет замкнутый характер. Компрессор выкачивает из испарителя хладагент, который в свою очередь попадает в конденсатор под высоким давлением. В конденсаторе газ охлаждается и меняет свое агрегатное состояние из газообразного на жидкое. Полученная жидкость стекает по трубкам в испаритель. Таким образом, обеспечивается замкнутая непрерывная работа.

Практически все компоненты холодильника работают в режиме «нон-стоп». Компрессор должен включаться от сигнала температурного датчика, в тот момент, когда превышается допустимая норма датчика температуры. После подачи сигнала компрессор, приходящий в движение от реле, начинает интенсивно работать до тех пор, пока температурные показатели не придут в норму. Затем мотор вновь отключается.

Чтобы заменить компрессор своими руками необходимо разобраться и в электросхеме.

Изображение 2 – электрическая схема

Обладая нужными знаниями, и имея под рукой необходимые инструменты, без труда можно определить причину поломки и исправить ее самостоятельно.

Изображение 3 – схема движения тока

Согласно схеме, в рабочем состоянии ток проходит следующий путь:

  • Вначале ток проходит через контакты на термореле (1);
  • Затем он попадает на кнопку оттайки (2);
  • Далее он попадает на тепловое реле (3);
  • Следующим на пути тока стоит пускозащитное реле (5);
  • Рабочая обмотка двигателя мотора стоит в конце пути (4.1).

Если обмотка будет нерабочей, то она пропустит напряжение большим размером. Пусковое реле сработает, замкнет контакты и запустит обмотку. Как только температура достигнет нужного значения, контакты термореле разомкнутся, а двигатель остановить мотор.

Проверка работоспособности компрессора

Для того чтобы понять рабочий компрессор или нет нужно взять мультиметр. Прежде чем приложить щупы мультиметра, необходимо убедиться, что корпус мотора «не пробивает». В противном случае можно получить удар электрическим током. Если все в порядке можно прикладывать щупы мультиметра к каждому контакту на корпусе поочередно. Механизм исправен в том случае, когда на дисплее мультиметра горит знак «∞», а если появились цифры, то неисправность заключается в обмотке.

Чтобы продолжить проверку необходимо демонтировать кожух, герметично скрывающий компрессор. Для этого вам придётся:

  1. Отсоединить от контактов проводку;
  2. Перекусить трубки мотора, соединяющие его с другими деталями;

Изображение 4 – перекусывание трубки мотора

  1. Открутить крепежные болты и вынуть из кожуха;
  2. Отсоединить реле, посредством выкручивания винтов;
Читайте также:  Какое масло лучше заливать в двигатель Nissan Juke

Изображение 5 – отсоединение реле

  1. Далее нужно измерить сопротивление между контактами;
  2. Приложив щупы тестера к выходным контактам, в норме вы должны получить 25-35 ОМ (в зависимости от модели двигателя и холодильника).

Если полученное вами значение больше или меньше нормы, прибор подлежит полной замене.

Если значения в норме, то нужно проверять работоспособность манометром.

Для измерения давления в компрессоре необходимо:

  1. Подсоединить к нагнетающему штуцеру шланг с отводом;
  2. Запустить мотор;
  3. Измерить давление;

Изображение 6 – измерение давления в компрессоре

В исправном механизме показания манометра должны быть 6 Атм. В этом случае нужно быстро выключить манометр. Из-за быстро повышающегося давления прибор может выйти из строя. В неработающем компрессоре давление не будет превышать 4 Атм. Такой компрессор подлежит замене.

Если давление оказалось в норме, а прибор не включается, возможна проблема в пусковом реле.

Причины неисправности

В основном причинами неисправности компрессора служат:

  1. Понижение или повышение напряжения в электросети;
  2. Скачки напряжения;
  3. Нарушенный режим работы холодильника;
  4. Перегрев частей холодильника, вследствие непосредственной близости отопительных приборов;
  5. Самостоятельные замены неисправных деталей или их ремонт;
  6. Повреждения корпуса или конденсатора при перемещении рефрижератора.

Как заменить компрессор?

Замена компрессора – трудоемкая и сложная работа, поэтому если вы все таки решили заменить компрессор своими руками, вам следует запастись не только нужным инструментом, и не дюжим терпением.

Рассмотрим принцип замены компрессора пошагово.

Шаг первый – подготовка инструмента.

Для самостоятельной замены компрессора запаситесь:

  • Газовой горелкой (в идеале она должна быть кислородно-пропановой);
  • Плоскогубцами;
  • Накопителем для хладагента;
  • Вентилями для прокалывания и отбора.
  • переносной станцией регенерации, заправки и вакуумирования;
  • компактным труборезом;
  • клещами;
  • муфтой Ганзена для герметичного соединения компрессора с заправочным патрубком;
  • медной трубой 6 мм;
  • фильтр-поглотителем для монтажа у входа в капиллярную трубку;
  • сплавом меди с фосфором (4-9%);
  • бурой паяльной в качестве флюса;
  • баллоном с фреоном.

Изображение 7 – инструмент для замены компрессора

Так как компрессор находится в нижней части холодильника, прежде чем заменить сам компрессор, придется снять несколько других узлов.

Шаг второй – высвобождение фреона:

  • При помощи плоскогубцев перекусите патрубки, которые соединены с системой охлаждения. Запомните – патрубки нужно аккуратно перекусить, а не отпилить. В процессе отпиливания образуется стружка, которая может попасть в конденсатор и, перемещаясь по системе, может повредить элементы;
  • Далее запустите минут на 5 холодильник. За это время фреон станет конденсатом;
  • Затем к заправочной линии подключите вентиль со шлангом, присоединенный к баллону.
  • Открыв вентиль, стравите весь фреон. На это уйдет не больше минуты;
  • Снимите черную коробку с идущими от нее проводами – это релейный блок;
  • Разметьте на поисковике верх и низ для правильной установки в дальнейшем;
  • Откусите фиксаторы и снимите его с траверсы;
  • Перекусите проводку, которая ведет к вилке
  • Выкрутите все крепежи и обзорный прибор;
  • Защитите все трубки для установки нового прибора.

Шаг третий – измерение сопротивления

Для измерения сопротивления в отдельных компонентах можно воспользоваться как тестером или омметром, так и обычной зарядкой.

Если вы будете использовать специальные приборы измерения сопротивления, вам нужно попарно прикладывать щупы к проводам. Полученные замеры сверьте с таблицей номинальных значений для конкретной модели компрессора.

В случае использования зарядного устройства вам необходимо произвести следующие манипуляции:

  • Надеть на корпус лампочки мощностью 6 В минусовые щупы;
  • Плюсовые щупы присоединить к верхней ножке обмотки питания;
  • Каждой из ножек коснуться цоколя лампочки;

Изображение 8 – измерение сопротивления

В случае исправности агрегата при касании на зарядном устройстве должна загорается лампочка.

Между проходными контактами и корпусом сопротивление проверяется при помощи тестера. В рабочем состоянии данные на тестере будут равны знаку бесконечности, в случае же неисправности тестер выдаст цифру, обычно это ноль.

Шаг четвертый – проверка силы тока.

После проверки сопротивления обязательно нужно измерить силу тока. Вначале нужно подключить пусковое реле и включить мотор. Затем зажмите щупом тестера контакт, ведущий к прибору.

Показания прибора должны быть соизмеримы с мощностью двигателя. Так, если мотор имеет мощность 120 Вт, то сила тока должна быть равна 1,1 – 1,2 А.

Шаг пятый – монтаж нового компрессора

Сперва нужно закрепить исправный нагнетатель на траверсе рефрижераторного блока. Снимите все заглушки с трубок, которые идут к компрессору. Проверьте атмосферное давление.

Помните, что разгерметизация компрессора должны быть произведена не раньше, чем за 5 минут до момента пайки. Стыковка патрубков компрессора с заправочной, нагнетательной и отсасывающими линиями должна быть 6 см, а диаметр 6 мм.

Изображение 9 – монтаж компрессора

При пайке обратите внимание на направление огня горелки. Он не должен быть направлен вовнутрь патрубков, т.к. пластмассовые элементы узлов от нагревания могут деформироваться или вовсе расплавиться.

Вначале необходимо припаять заправочную, затем отводящую излишки хладагента, а после нагнетательную трубки.

После завершения процесса пайки снимите заглушки с фильтр-осушителя, установите его на теплообменник, предварительно вставив дроссельный патрубок. Спаяйте элементы и наденьте муфту Ганзена на заправочный шланг.

Шаг шестой — заправка системы хладагентом.

Сперва нужно подключить к заправочной линии с муфтой вакуум. Затем довести давление до 65 Па. Далее произвести коммутацию контактов, присоединив на компрессор защитное реле.

После включения холодильника в сеть, заполняем систему хладагентом на 40%. Проверив прибор на герметичность, вновь отключите его от сети. Доведя давление до остаточной нормы в 10 Па, включите рефрижератор и заполните его фреоном до конца. Завершаем ремонт путем консервирования трубок посредством пережатия, снимаем муфту, запаиваем патрубок.

Читайте также:  Рулевая рейка устройство, виды, неисправности

Как подключить компрессор холодильника без реле

Для того чтобы подключить компрессор напрямую без реле нужно воспользоваться схемой:

Изображение 10 — схема подключения двигателя без реле

Возьмите двужильный провод с «голыми» контактами на одной стороне и вилкой на другой. Один контакт ставим на общую точку, другой – на точку рабочей обмотки. Соедините контакты рабочей и пусковой обмоток при помощи отвертки, вилку воткните в розетку. Холодильник должен заработать. Если запуск не произошел, возможна неисправность в моторе либо в кабеле.

Схема подключения компрессора холодильника своими руками

Для начала стоит понять, как работает компрессор и какую функцию он выполняет. Суть работы компрессора во всех холодильниках одинакова. Она состоит в том, чтобы откачивать нагретый хладогент с испарителя и нагнетать его в конденсатор, который находится на задней стенке агрегата. Конденсатор охлаждает и сжижает хладогент; после этого он попадает в испаритель и таким образом охлаждает воздух внутри камеры.

Чтобы подключить компрессор холодильника нужно для начала разобраться с его устройством. Хоть суть работы этой части аппарата одинакова во всех холодильниках, схема и устройство их может разниться. Рассмотрим как он устроен на примере компрессора холодильника Атлант.

Схема компрессора холодильника Атлант:

Большинство компрессоров современных холодильников поршневые. Как видим на фото он состоят из:

  • кожуха мотора-компрессора;
  • крышки кожуха;
  • самого мотора-компрессора;
  • статора;
  • болта крепления статора;
  • корпуса компрессора;
  • цилиндра;
  • поршня;
  • клапанной плиты;
  • коленчатый вал;
  • кривошпильной шейки вала;
  • коренной шейки вала;
  • обоймы кулисы;
  • ползуна кулисы;
  • нагнетательной трубки;
  • шпильки подвески;
  • пружины подвески;
  • кронштейна подвески;
  • подшипника вала;
  • ротора.

Схема компрессора холодильника Атлант

Принцип работы таков: моторчик приводит в движение коленчатый вал, находящийся в корпусе компрессора. С вращением вала, начинает работать поршень, выполняя возвратно-поступательные движения. Таким образом он откачивает хладогент и посылает его в конденсатор. Далее газ через всасывающий клапан попадает в камеру, который открывается при создании разрежения.

Перед тем как подключать компрессор из холодильника своими руками, разберемся со схемой и работой реле компрессора.

Схема подключения реле компрессора холодильника

Функция работы реле состоит в том, что оно запускает двигатель, то есть мотор, благодаря которому и работает компрессор. Для того, чтобы понять, как его подключить, нужно понять из чего он состоит.

Основные элементы пуско-защитного реле можно изобразить схематически:

  • неподвижные контакты;
  • подвижные контакты;
  • шток сердечника;
  • сердечник;
  • нагреватель биметаллической пластины;
  • контакты теплового реле.

Теперь перейдем непосредственно к схеме подключения компрессора холодильника.

Для этого нам понадобиться тестер, компрессор и пусковое реле. Выставляем тестер на килоомы или же на омы, и замеряем сопротивление между обмотками компрессора (их будет 3). Измерив сопротивление, смотрим, где получилось наименьшее значение – это и будет рабочей обмоткой. Это значит, что именно ее мы и будем подключать к реле и давать на нее 220 вольт.

В результате выходит, что к нашему реле подключено 4 шнура – 2 от конденсатора, и 2 от вилки. Далее подключаем реле непосредственно к компрессору, и включаем вилку в розетку.

Таким образом можно проверить исправность компрессора. С одной стороны мы подключали реле, с другой – есть 3 трубки. Включив компрессор в розетку, из одной из трубок должен пойти воздух, в другие он должен всасываться.

Схема расклинивания компрессора холодильника

Если же после подключение компрессора он не работает, причиной поломки может быть заклинивание механизма. Избежать ее можно не прибегая к помощи ремонтникам. Для этого нужно сделать расклинивание.

Схема расклинивания компрессора

Нам понадобится только приспособление, которое состоит из двух диодов. Следует подсоединить его к обмоткам электродвигателя компрессора и дать на них кратковременное напряжение в течение 3-5 секунд. Затем повторить процедуру через полминуты.

В результате этих действий происходит расклинивание механизма, потому как знакопеременный вращающий момент, возникший на валу электродвигателя, приводит ротор в вибрацию с частотой до 50 Герц. Таким образом вибрация, передающаяся к заклиненным элементам компрессора расклинивает их.

Выполняя данную процедуру, помните, что диоды должны обладать определенными характеристиками:

  • показатель допустимого обратного напряжения более 400В;
  • показатель допустимого прямого тока не ниже 10 А.

Подключение компрессора холодильника без конденсатора

В составе холодильника конденсатор играет одну из важных ролей. Он существует для теплообмена – отводит конденсирующиеся пары фреона, которые поступают из компрессора, в окружающую среду. Также КПД холодильника, то есть его эффективность работы, повышается до 20% при наличии конденсатора. Хорошая работа конденсатора – залог хорошей работы холодильника.

Компрессор холодильника подключен к конденсатору и через обратную трубку к испарителю. Если же наблюдается пробой конденсатора, то рабочий ток холодильника будет сильно завышен и это может привести к тому, что сгорит компрессор.

Если же Вы решили подключать компрессор холодильника к сети без конденсатора, это может быть только в том случае, когда этот компрессор используется уже в другом назначении. Например, для того, чтобы сделать насос или же применить его для краскопульта.

Схема подключения компрессора из холодильника, чтобы своими руками приспособить его для других приборов, такая же как и при подключении его в составе холодильника (описано выше).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector