Системы активной безопасности

Конструктивные мероприятия, направленные на повышение безопасности автомобиля Ваз 2109,2108,2107,21

Ремонт после аварий » ДТП и защитные свойства автомобилей » Конструктивные мероприятия, направленные на повышение безопасности автомобиля

Исследования режимов движения и анализ статистических данных доказывают, что наиболее вероятная скорость автомоби­лей при соударениях достигает 80 км/ч при лобовых и задних уда­рах и 64 км/ч при боковых ударах. Эти цифры и служат исходными данными для конструкторов, занимающихся вопросами расчета прочности кузовов и разработкой конструктивных мер, обеспечи­вающих безопасность современных легковых автомобилей.

Программа мероприятий, направленных на повышение безо­пасности автомобилей, включает в себя комплекс мер «активной» безопасности, которые способствовали бы предотвращению воз­никновения аварии, и комплекс мер «пассивной» безопасности, которые закладываются в конструкцию автомобиля, чтобы обеспе­чить безопасность водителя и пассажиров в случае, если аварию предотвратить не удалось.

Комплекс мер «активной» безопасности автомобиля предусмат­ривает разработку конструкций деталей и узлов, обеспечивающих эффективность торможения и надежность работы тормозного при­вода, противоблокировочных систем, позволяющих автомобилю двигаться в заданном направлении при торможении, а также меры по увеличению обзора дороги и окружающей обстановки с места водителя. Частично это достигается за счет установки на автомо­биль двухрежимного стеклоочистителя, отопителя и вентилятора, которые не допускают обледенения и запотевания стекол.

Комплекс мер «пассивной» безопасности предусматривает предотвращение или уменьшение травматизма водителя и пассажиров при аварии. Это достигается обеспечением защитной зоны вокруг каждого пассажира, ограничением возможности перемеще­ния водителя и пассажиров относительно сиденья, уменьшением уровня травматизма от ударов о внутренние поверхности пас­сажирского помещения кузова, обеспечением возможности выхода водителя и пассажиров из потерпевшего аварию ав­томобиля.

Современные легковые автомобили, к которым относятся и ав­томобили ВАЗ, обеспечивают более низкий уровень травматизма водителей и пассажиров по сравнению с автомобилями выпуска 1968—1970 гг.

Факторами, наиболее сильно влияющими на степень травма­тизма водителей и пассажиров в момент аварии, являются степень замедления и время его действия. Если замедление при столкно­вениях превышает 20g, то травмы возможны. Е Замедление, в свою очередь, находится в тесной зависимости от жесткости элементов кузова, которые первыми воспринимают ударные наг­рузки при столкновениях.

Кузов. Обеспечение защитных свойств кузова заключается в разработке и внедрении таких конструктивных решений, которые позволяют образовать вокруг водителя и пассажиров защитную зону.

Схемы влияния жесткости различных частей кузова на его за­щитные свойства показаны на рис. 1.1. Рассматривая различные конструкции кузовов, можно сделать следующие выводы:

а) схема А не обеспечивает защиты пассажиров от тяжелых травм и смертельных случаев, так как передняя и задняя части ку­зова, крыша и пол салона изготовлены «мягкими»;

б) схема Б не обеспечивает достаточного замедления в момент соударения и не исключает тяжелые травмы и сотрясения, так как весь кузов жесткий;

в) схема В — салон кузова легко деформируемый, пассажиры подвержены самым опасным воздействиям;

г) схема Г — жесткий салон в сочетании с энергопоглощающи- ми передней и задней частями кузова позволяет снизить ускорения людей в момент соударения и в наилучшей степени обеспечивает защитную зону вокруг пассажиров.

Зона повышенной жесткости кузова легкового автомобиля по­казана на рис. 1.2. Кузова такой конструкции строят по принципу прогрессивной энергоемкости, т. е. с заданной степенью усиления одних деталей и максимально допустимого смятия других в целях поглощения энергии удара.

Большие нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях при ударах действуют на двери, петли дверей и двер­ные замки. Двери защищают салон от проникновения внутрь пос­торонних предметов при аварии и не должны открываться во время соударения, чтобы пассажиры не могли выпасть из кузова. Двер­ные замки оборудованы надежной системой блокировки, предот­вращающей случайное их отпирание под действием инерционных нагрузок или при ударе в момент аварии, так как сами двери не должны исключаться из общего контура жесткости салона кузова.

Для защиты водителя и пассажиров при боковых столкновени­ях автомобилей в двери кузова встроены защитные брусья короб­чатого сечения. Брус размещен внутри двери между опускным стеклом и наружной панелью. Кроме защиты пассажирского по­мещения от проникновения ударяющего автомобиля брусья спо­собствуют сдвиганию ударенного автомобиля в сторону.

Бампер. Бамперы в современных легковых автомобилях долж­ны обладать защитными свойствами, заложенными при расчетах инженером-конструктором, в сочетании с декоративными особен­ностями, созданными художником-стилистом. В последних конст­рукциях легковых автомобилей устанавливают бамперы широкого профиля с наиболее закругленными формами. Их защитные свой­ства высоки, они предохраняют автомобиль от повреждений при легких столкновениях и соответствуют международным нормам безопасности.

Читайте также:  Как добраться из Краснодара в Сочи на поезде, электричке, ласточке, автобусе, машине, самолете

Системы, ограничивающие перемещение водителя и пассажи­ров внутри кузова. Эти системы включают в себя сиденья и ремни безопасности.

Уровень травматизма при авариях снижается наиболее эффек­тивно, если в конструкции автомобиля предусмотрено надежное крепление пассажира к сиденью, которое, в свою очередь, не должно отрываться от пола кузова под действием аварийных пере­грузок. В автомобилях ВАЗ сиденья закреплены так, что они вы­держивают требования безопасности по продольным нагрузкам, действующим в обоих направлениях, а также по крутящему мо­менту.

Ремни безопасности, которыми оснащены все автомобили ВАЗ, отвечают требованиям стандартов ЕЭК ООН. Они имеют простое замковое устройство, обеспечивающее надежное крепление, а при необходимости позволяющее быстро отстегнуться. В рабочем по­ложении ремни обеспечивают достаточную свободу перемещений водителя и не мешают управлению автомобилем. Расчеты и прак­тика показывают, что ремни безопасности надежно защищают пассажиров при фронтальном соударении со скоростью до 80 км/ч.

Руль. Безопасность руля заключается в исключении случаев тяжелого травмирования водителей при фронтальных столкнове­ниях автомобилей. Рулевая колонка признается безопасной, если она соответствует правилам ЕЭК ООН, которыми руководствуются при испытаниях автомобиля в отношении защиты водителя от уда­ра о систему рулевого управления для официального утверждения транспортного средства.

В соответствии с этими требованиями во время испытания авто­мобиля на столкновение с железобетонным барьером массой не ме­нее 70 т при скорости 48,3 км/ч верхняя часть рулевой колонки и рулевого вала не должны перемещаться в заднем направлении го­ризонтально и параллельно продольной оси транспортного сред­ства более чем на 12,7 см. Если рулевая колонка сталкивается с моделью туловища, которая ударяется об эту- колонку с относи­тельной скоростью не менее 24,1 км/ч, то сила, с которой рулевая колонка воздействует на переднюю часть модели туловища, не должна превышать 11,35 кН (1135 кгс). Все модели автомобилей ВАЗ выдержали эти испытания и соответствуют международным требованиям.

Стекла. Ветровое стекло автомобилей ВАЗ соответствует требо­ваниям правил ЕЭУ ООН. Оно изготовлено трехслойным и состоит из двух профилированных полированных стекол с прослойкой из липкого прозрачного пластика. Основное преимущество слоистого ветрового стекла заключается в том, что трещины при ударе рас­пространяются из центра удара, осколки удерживаются на пласт­массовой прослойке, стекло сохраняет свою прозрачность, форму и не выпадает из проема кузова.

Заднее и боковые стекла изготовлены из закаленного стекла, проходят специальную термообработку, обеспечивающую повы­шенную прочность. При разрушении они распадаются на множе­ство мелких осколков без острых углов и граней, которые могли бы вызвать глубокие порезы.

Подголовники. Подголовники предназначены исключить тяже­лые травмы людей, выражающиеся в повреждении (вследствие действия больших инерционных сил) шейных позвонков и позвон­ков верхних отделов грудной клетки. Такие травмы получали люди при ударе движущегося автомобиля в заднюю часть стоящего автомобиля. При таком виде дорожно-транспортного происшест­вия подголовники по прочности должны соответствовать между­народным правилам ЕЭК ООН, а их конструкция — исключать возможность травмирования заднего пассажира при фронтальном столкновении автомобилей.

Элементы интерьера кузова. Интерьер кузова включает в себя внутреннюю отделку салона, которая должна отвечать современ­ным эстетическим и эргономическим требованиям. Интерьер спро­ектирован, изготовлен и испытан в соответствии с международны­ми нормами.

Панель приборов (рис. 1.3) изготовляют без выступающих де­талей и острых кромок, с удобным размещением контрольно-изме­рительных приборов и органов управления. Ее энергоемкость обес­печивается не только мягкой обивкой, но и введением в конструк­цию каркаса стальных тонколистовых панелей, способных при уда­ре поглощать энергию за счет их частичной деформации.

Подлокотники, двери и противосолнечные козырьки облицова­ны мягкими материалами. Ручки дверей, стеклоподъемников, кноп­ки переключателей и блокировки замков дверей размещены и изго­товлены так, чтобы в случае удара о них человек не мог получить травмы.

Значительно снижает степень травматизма так называемое бе­зопасное внутреннее зеркало, которое должно выпадать вместе с кронштейном при ударе о него головой (рис. 1.4).

На последних моделях автомобилей ВАЗ выполняют травмо- безопасную переднюю обивку потолка, которую прикрепляют к крыше в районе верхнего проема рамы ветрового окна. Эта обивка служит как бы внутренней подушкой. При этом создается эффект действия уклона, направляющего голову вниз, что способствует снижению числа повреждений шеи и головы человека при тяже­лых фронтальных столкновениях.

Конструктивные решения, внесенные в легковые автомобили ВАЗ в целях повышения безопасности водителя и пассажиров, многообразны. Здесь нашла отражение лишь малая часть их, кото­рая в наибольшей степени связана с защитой людей, находящихся внутри кузова в момент столкновений транспортных средств, и ока­зывает существенное влияние на снижение числа смертельных слу­чаев и тяжелых травм. Повреждения, которые при этом получает автомобиль, особенно его кузов, значительны, но они исправимы.

Читайте также:  Устранение ошибки Check PCS System Toyota LC 200

Анализ Безопасности

Безопасность транспортных средств. Безопасность транспортного средства включает в себя комплекс конструктивных и эксплуатационных свойств, снижающих вероятность дорожно–транспортных происшествий, тяжесть их последствий и отрицательное влияние на окружающую среду.

Понятие безопасность конструкции автомобиля включает в себя активную и пассивную безопасность.

Активная безопасность конструкции — это конструктивные меры, направленные на предупреждение аварий. К ним относятся меры, обеспечивающие управляемость и устойчивость при движении, эффективное и надежное торможение, легкое и надежное рулевое управление, малую утомляемость водителя, хорошую обзорность, эффективное действие внешних осветительных и сигнальных приборов, а также повышение динамических качеств автомобиля.

Пассивная безопасность конструкции — это конструктивные мероприятия, исключающие или сводящие к минимуму последствия аварии для водителя, пассажиров и груза. Они предусматривают применение травмобезопасных конструкций рулевых колонок, энергоемких элементов на передней и задней части автомобилей, мягкой обивки кабины и кузова и мягких накладок, ремней безопасности, безосколочных стекол, герметичной топливной системы, надежных противопожарных устройств, замков для капота и кузова с блокирующими устройствами, безопасной компоновки деталей и всего автомобили.

В последние годы уделяется большое внимание совершенствованию безопасности конструкции автомобилей во всех производящих их странах. В Соединенных Штатах Америки более широко. Под активной безопасностью транспортного средства понимаются его свойства, снижающие вероятность возникновения дорожнотранспортного происшествия.

Активная безопасность обеспечивается несколькими эксплуатационными свойствами, позволяющими водителю уверенно управлять автомобилем, разгоняться и тормозить с необходимой интенсивностью, совершать маневрирование на проезжей части, которого требует дорожная обстановка, без значительных затрат физических сил. Основные из этих свойств: тяговые, тормозные, устойчивость, управляемость, проходимость, информативность, обитаемость.

Под пассивной безопасностью транспортного средства понимаютсяего свойства, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия.

Различают внешнюю и внутреннюю пассивную безопасность автомобиля. Основным требованием внешней пассивной безопасности является обеспечение такого конструктивного выполнения наружных поверхностей и элементов автомобиля, при котором вероятность повреждений человека этими элементами в случае дорожно – транспортного происшествия была бы минимальной.

Безопасный автомобиль — основные системы безопасности в автомобилях

Мы все хотели бы иметь безопасный автомобиль, ведь наша жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье наших близких являются бесценными. Эту потребность все более эффективно стараются удовлетворить автоконцерны. Может сложиться впечатление, что самые интенсивные бои сегодня происходят в области повышения безопасности. Давайте взглянем на то, что предлагают нам инженеры.

Безопасный автомобиль — это не только новейшая электроника!

Представляя безопасный автомобиль, мы имеем в виду последние (и самые дорогие!) технологические достижения. Между тем, основные характеристики безопасного автомобиля не меняются уже в течение многих лет. Первая из них — соответствующая конструкция.

Конструкция кузова имеет решающее значение в случае столкновения. Некоторые части транспортного средства должны быть прочными как у танка, другие — гнутся словно гармошка. Например, в случае столкновения двигатель должен «упасть» под пассажирский салон, а педали должны двигаться не в направлении ног водителя, а только по направлению к капоту автомобиля.

Однако правильная конструкция автомобиля должна не только защитить нас в случае столкновения, но и снизить его риск. Эту функцию выполняют большие окна и зеркала, узкие рамки, не ограничивающие обзор. Другой важный аспект — правильное расположение кнопок управления радиоприемником, кондиционером и другими системами. Во время вождения все внимание должно быть сосредоточено на дороге, а не на поиске кнопок.

Безопасный автомобиль — это также автомобиль с большим числом подушек безопасности. Общее правило в этом вопросе значительно изменилось. Чем больше подушек безопасности, тем лучше. В списке оборудования транспортного средства ищите не только традиционные фронтальные (передние) подушки. Очень пригодятся боковые подушки, защищающие лицо и голову в случае бокового удара, защищающие ноги и колени подушки, а также подушки, которые во время происшествия соответствующе поддерживают бедра. Также стоит искать подушки, защищающие пешеходов и уменьшающие последствия наезда.

В наше время безопасный автомобиль также должен иметь систему АБС или более совершенную ее версию. Задача АБС (антиблокировочной системы тормозов — англ. Anti-Lock Braking System) — помочь водителю избежать потери управления автомобилем, когда автомобиль начинает скользить при торможении, и уменьшить тормозной путь. За стабильность транспортного средства отвечает система ЭСП (электронная система стабилизации).

Читайте также:  Выпускают ли сейчас ваз 2114 - когда сняли с производства(последний год)

Это основные системы безопасности. Соответствия описанным выше стандартам следует ожидать не только от новых, но и от подержанных автомобилей. А что же предлагают новые, только что съехавшие с конвейера завода, транспортные средства? Список наших ожиданий может быть очень длинным!

Вспомогательные системы безопасного автомобиля

Адаптивный круиз-контроль (система поддержания постоянной скорости автомобиля) значительно повышает безопасность во время движения по автомагистрали. Система не только поддерживает заданную скорость, но и требуемое расстояние до двигающегося перед нами транспортного средства. Это означает, что, когда данное транспортное средство снижает скорость, наш автомобиль должен отреагировать точно так же.

Адаптивный круиз-контроль лучше всего оправдывается совместно с системой контроля полосы движения, которая позволяет Вашему автомобилю преодолевать повороты без приложения наших усилий. Таким образом, водитель, проезжающий длинные участки по автомагистрали, может чувствовать себя так, как пассажир.

Однако это не значит, что наш автомобиль позволит нам мысленно отвлечься от дороги. В настоящее время безопасный автомобиль имеет систему, которая обнаруживает усталость и видит недостаток концентрации водителя. При необходимости она излучает световые и звуковые сигналы. Это еще одна система, чрезвычайно полезная на автомагистралях.

Конечно, самые большие опасности поджидают нас не на автомагистрали, а в городе. Именно здесь инженеры автомобильной промышленности имеют больше всего возможностей проявить себя. И надо признать, что до сих пор они прекрасно используют эти возможности.

Торможение и парковка

В новых автомобилях все чаще стандартное оборудование включает в себя систему автоматического торможения, иногда она сочетается с механизмом обнаружения опасности. Если мы случайно упустим с виду тот факт, что едущее перед нами транспортное средство остановилось, наш автомобиль сам включит тормоз. То же самое произойдет, когда на проезжую часть вступит пешеход или животное. Системы автоматического торможения разрабатываются также и в направлении помощи передвижения в автомобильных пробках. Автомобиль с такой системой самостоятельно начинает движение с места и тормозит в образовавшейся на перекрестке очереди транспортных средств.

Избежать столкновений и повреждений очень помогают системы парковки (также в автомобилях с прицепами!). Наш новый автомобиль все чаще будет просто парковаться самостоятельно. А когда мы уже начнем движение с автостоянки, мы будем руководствоваться не только видом с камеры заднего вида, но и обзором на 360 градусов. Он позволит оценить ситуацию со всех сторон автомобиля, в некоторых моделях даже может «виртуально» взглянуть на то, что происходит на улице.

В безопасном автомобиле вместо обычных фар будут оборудованы адаптивные. Они будут автоматически осуществлять переключение с ближнего света на дальний свет во время движения за городом. Кроме того, они будут освещать и обочину (край проезжей части), чтобы мы могли вовремя заметить движущихся по дороге пешеходов и животных.

Все чаще используемое решение — прозрачный дисплей (экран). Водителю не надо отводить взгляд от дороги, чтобы посмотреть на навигационную систему или спидометр. Самая важная информация представлена… на лобовом стекле в виде небольших прозрачных сообщений. Среди них, конечно же, есть информация об скоростных ограничениях, которую автомобиль автоматически считывает с дорожных знаков.

Автомобиль завтрашнего дня

При чтении перечня систем, которые должны быть установлены на безопасном автомобиле, создается впечатление, что все, что только возможно, уже изобретено и внедрено. Между тем, список улучшающего безопасность оборудования, которое все еще ждет внедрения, довольно длинный. Он включает в себя:

  • соединенный с зажиганием алкотестер, который предотвратит запуск двигателя, если в выдыхаемом водителем воздухе обнаружит алкоголь;
  • надежную систему связи со службами помощи на дороге, позволяющую автоматически или самостоятельно вызвать соответствующие спасательные службы. Она будет обязательной в Европейском союза для новых автомобилей с марта 2018 года;
  • системы V2X, которые позволят автомобилям поддерживать взаимосвязь (!) и связь с дорожной инфраструктурой. Таким образом, система световой сигнализации будет отправлять на наше транспортное средство сообщение о том, сколько времени пройдет, пока загорится зеленый сигнал светофора. От других транспортных средств наш автомобиль получит информацию о том, что включено аварийное торможение, которое может вызвать неожиданную ситуацию на дороге.

Конечно, в конце пути данных инноваций находятся полностью автономные транспортные средства. Водитель в них будет только пассажиром, который в случае необходимости сможет перенять контроль над автомобилем. Однако массовое присутствие на дорогах автономных транспортных средств — это перспектива нескольких или даже нескольких десятков лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector