Статьи 23 и 24 закона о полиции основания и правила применения огнестрельного оружия сотрудниками по

5 глава закон о полиции — федеральный, закон, шпаргалка

В жизни страны могут случаться различные опасные обстоятельства часто из-за граждан, которые совершают преступные действия. Государственным органам приходится принимать решения, законы для пресечения этих незаконных поступков, преступлений, нарушений прав свободы личности человека и гражданина государства.

Так, правительством России ФЗ была издана глава 5 закона о полиции. Глава наделяет сотрудника полиции правами для защиты граждан страны и общества. А также контролирует действия самой полиции, чтобы при пресечении преступлений не превышали своих полномочий и функций.

Данный закон о полиции помогает соблюдать порядок и дисциплину в обществе, и сохранять мир в стране.

Краткое содержание

Статьи, которые раскрываются в тексте:

  1. Право применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия полицейским (18);
  2. Порядок применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия полицией (19);
  3. Применение физической силы полицией (20);
  4. Применениие спецсредств (21);
  5. Запреты и ограничения, связанные с пользованием спецсредствами (22);
  6. Правильное применение огнестрельного оружия полицейским (23);
  7. Гарантия безопасности вооруженного работника полиции (24).

Видео: Применение

Основные положения

В 2011 году 7 февраля Российский президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный Закон «О полиции», который позже был внесен в Государственную Думу ФСРФ, как главная законодательная инициатива.

Так был по-новому возрожден институт правоохранительных органов, который до этого времени существовал в России два столетия (первый указ был издан российским царем Петром 1 в Петербурге. Он утверждал новую должность под названием генерал-полицейместер). К нему были затвержены главные обязанности полицейского работника.

Главной задачей современной полиции является:

  • обеспечение спокойствия и безопасности жителей страны;
  • защитить права и свободу человека и гражданина страны;
  • оказывать противодействие преступной деятельности;
  • обеспечивать охрану общественного порядка в стране;
  • обеспечивать охрану собственности и безопасности общества.

Шпаргалка по статьям

Ст. 18

В этой статье идет разъяснение о правильном применении физической силы, пользовании спецсредствами и огнестрельным оружием полицейскими.

Об этом трактуется так:

  • полицейскому разрешается применить физическую силу, спецсредство или огнестрельное оружие только в том случае, если он числится в составе полиции в порядке, указанном Федеральным законом России либо ФЗ Конституции страны;
  • огнестрельное оружие, спецсредства и боеприпасы назначаются для вооружения полиции только самим Правительством РФ;
  • если ситуация заставляет полицейского принять необходимую оборону, а у него не оказалось спецсредства или огнестрельного оружия, то ему разрешается воспользоваться любым подручным предметом либо оружием, даже если оно не состоит на вооружении в полиции;
  • каждый полицейский должен проходить спецподготовку для работы в органах. Затем периодически проходить проверку на профессиональную готовность в различных опасных ситуациях с использованием огнестрельного оружия;
  • программу подготовки работников полиции составляет и утверждает Федеральный орган власти по внутренним делам;
  • право на пользование световыми и акустическими средствами для снесения различных преград получает только тот полицейский, который имеет на это разрешение;
  • если полицейский не прошел профпроверку на способность действовать в тяжелых условиях, он будет проходить аттестацию на другую должность. Пока будет готовиться это решение полицейский, будет отстранен от выполнения всех обычных обязанностей в органах;
  • за нарушение либо превышение полицейским своих полномочий он будет нести ответственность перед ФЗ России,
  • работник полиции не будет нести ответственности за причиненный вред гражданину или же организации, если все его действия были осуществляемы на основании федерального закона РФ.

Статья 19

Каждый полицейский должен знать о порядке применения боевых средств и оружия при исполнении своих обязанностей:

  • перед применением физической силы либо оружия полицейский должен дать предупреждение преступникам о намерении и возможность им выполнить законные требования полицейского. Если же ситуация вынуждает применять меры, то выполняет их один полицейский;
  • другие случаи предоставляют право полицейскому применять физическую силу и оружие, если ситуация экстренная и создается угроза для жизни и здоровья гражданина или полицейского;
  • какая бы ни существовала опасность ситуации, полицейский должен стремиться к сведению к минимуму ущерба;
  • полицейский обязан оказать медицинскую помощь прострадавшему, получившему повреждение при применении спецсредств и огнестрельного оружия;
  • во всех случаях полицейский обязан в течение 24 часов информировать родственников пострадавшего;
  • в случае смерти пострадавшего после применения физической силы, спецсредств или оружия необходимо уведомить об этом прокурора в кратчайшие сроки;
  • полицейский обязан обеспечить сохранение места, где было совершено преступление, без изменений (в случаях нанесения ранения либо смерти гражданина);
  • во всех ситуациях полицейский обязан предоставлять рапорт начальнику на продолжении 24 ч.

О применении физ. силы (ст.20)

Полицейскому предоставляется право на применение физической силы, боевых приемов в тех ситуациях, когда другими методами не удается выполнить задачу, возложенную на полицию, а именно:

  • для приостановления преступных действий либо административных нарушений;
  • для доставки в полицейский участок граждан, совершивших преступление либо нарушивших административное право;
  • для удаления препятствий при законных требованиях полицейского;
  • полицейский разрешено применять физическую силу только в ситуациях, прописанных в Федеральном законе в пятой главе закона о полиции.

Особенности применения спец. средств (ст.21-22)

Полицейскому разрешено применять спецсредства только в таких ситуациях:

  • когда совершается нападение на граждан или полицию;
  • в приостановлениях преступлений либо нарушений административного права;
  • в приостановлении оказываемого сопротивления работнику полиции;
  • в задержании преступника на месте совершенного им преступления;
  • в задержании лиц, которые оказывают вооруженное сопротивление.

При выполнении боевых заданий полицейскому разрешено применить такие спецсредства:

  1. полицейские дубинки;
  2. газовые распылители;
  3. красители либо вещества для маркировки;
  4. электрошоковые и светошоковые предметы;
  5. служебных животных;
  6. световые средства и акустики;
  7. предметы, ограничивающие движение;
  8. устройства для принудительной остановки транспорта;
  9. специальные водометы;
  10. бронированную технику;
  11. средство для удаления препятствий.
Читайте также:  Электроды для сварки - виды, маркировка и выбор

Запреты и ограничения для применения спец. средств

Полицейскому запрещено применять спецсредства по отношению к:

  1. беременным женщинам;
  2. к инвалидам и малолетним детям, если они не проявляют вооруженного действия, угрожающего жизни граждан и полиции;
  3. к незаконным народным собраниям, митингам, другим мероприятиям, не нарушающих общественного порядка.

Разрешается применять спецсредства с такими ограничениями:

  1. не бить человека полицейской дубинкой по голове, по шее;
  2. запрещено бить в области ключицы, по животу, по половым органам и в области сердца;
  3. запрещено применение водометных машин при низкой температуре воздуха;
  4. запрещено применение спецсредств для принудительного останавливания дипломатического транспорта;
  5. останавливать мотоциклы на опасных участках дорог, переездах, туннелях, мостах;
  6. применять спецсредства для окрашивания объектов без согласия владельцев;
  7. Водометы и бронемашины применять только после разрешения руководство местного органа, уведомив при этом прокурора на продолжении 24 ч.

Огнестрельное оружие (статья 23)

Разрешается применять только в таких ситуациях:

  1. при собственной защиты или других граждан;
  2. при отражении нападения с попыткой похищения оружия у полицейского;
  3. при высвобождении заложников;
  4. при задержании преступников, оказывающих вооруженное сопротивление;
  5. при предотвращениях побега из тюрем;
  6. полицейскому запрещено применять оружие в местах массового собрания граждан.

Вопрос безопасности (ст.24)

  1. Полицейский наделяется правом пользования огнестрельным оружием только в случаях предусмотренных в ст.23 ФЗ.
  2. В случаях задержания преступника и его попытках приблизится к полицейскому на запрещенное расстояние, полицейскому разрешается открывать огонь (указано в ст.23, п.1, 2 в части 1. ФЗ).

Ответственность

Так основные положения данной главы закона приводят сотрудников полиции к ответственности за свои действия, дисциплине и организованной работе в полицейских органах государства.

Каждый работник и командир понимает роль, которую они должны выполнять. Осознание человеком своей ответственности перед обществом и страной приводит его к более высоким моральным ценностям и принципам. Он может мыслить более глубоко и достигать более высоких целей в жизни своей и общества.Сотрудники полиции ответственны перед Федеральным Законом государства за свои поступки и действия.

Читая эту статью, можно глубже ознакомиться с работой сотрудников полиции и их законном праве применении физической силы, спецсредств, оружия при выполнении боевых задач либо охране общественного порядка среди населения. Понимать ситуации, когда запрещено применять боевые средства. И насколько безопасна эта должность для полицейского.

Актуальные проблемы правомерного применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия

Актуальность вопроса правомерного использования сотрудниками органов внутренних дел табельного огнестрельного оружия при исполнении служебных полномочий очень велика. Для выполнения профессиональных и должностных обязанностей по обеспечению безопасности граждан, иных лиц и общества в целом действующие нормативно-правовые акты наделили полицейских правами по применению мер государственного принуждения. Применяя служебное оружие в соответствии с законом, сотрудники полиции осуществляют защиту законных прав и интересов правопорядочных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных преступных посягательств со стороны лиц, умышленно нарушающих законодательство РФ.

Использование огнестрельного оружия всегда сопровождается опасностью развивающихся событий, например, полицейский может немного промедлить с применением оружия и последствия в связи с этим могут наступить различного рода, вплоть до смерти гражданина или сотрудника полиции.

На сегодняшний день сотрудники ОВД осуществляют служебную деятельность в очень опасной обстановке, которая прежде всего характеризуется высокой степенью общественной опасности преступных посягательств, активной деятельности преступных элементов в отношении сил защиты правопорядка, усилением агрессивности и жестокости преступлений. В связи с этим значительно увеличилось количество случаев применения сотрудниками полиции табельного огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей. Одним из наиболее распространенных случаев применения огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей являются случаи, указанные в главе 8 Уголовного кодекса РФ. [1, с. 69] В связи с вышеизложенным исследование правомерности применения табельного огнестрельного оружия и необходимость внесения изменений в законодательство о применении оружия является актуальной темой.

Огнестрельное оружие применяется сотрудниками полиции только в соответствии с законодательством РФ. При этом полицейские имеют право применять оружие лишь тогда, когда существует необходимость в обеспечении немедленной реакции на совершаемые общественно опасные действия, которые носят как правило противоправный характер.

Теория и практика, выделяют такие обстоятельства как крайняя необходимость, причинение вреда лицу, совершившему преступление при его задержании, обоснованный риск. Материалы служебных проверок по фактам применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД обычно свидетельствуют о легитимности действий при выполнении служебных обязанностей. Но как показывает статистика не все случаи применения табельного оружия можно урегулировать как законные, посредством нормативно-правовых актов. В связи с существующими трудностями нормативной трактовки оснований применения табельного оружия при выполнении служебных обязанностей органами следствия зачастую возбуждаются уголовные дела в отношении сотрудников правоохранительных органов по факту превышения должностных полномочий. Обновление законодательства, регламентирующего основания и порядок применения огнестрельного оружия сотрудником полиции лично либо в составе подразделения, хотя и внесло определенную точность, но не смогло снять все возникающие научные и практические проблемы, в особенности, связанные с обеспечением правовой защиты сотрудников полиции.

Существующие сложности отсутствия правовой регламентации не в состоянии обеспечить и действующее Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 сентября 2012 года № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление», которое представляет правоприменителю только содержание условий правомерности при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния, регламентированных ст. 37 и 38 УК РФ. [2. с. 34]

Статья 23 Федерального Закона «О полиции» от 07.02.2011 года № 3 ФЗ и глава 8 УК РФ не в состоянии законодательно урегулировать условия правомерности действий сотрудников полиции при выполнении возложенных на них должностных обязанностей, что к огромному сожалению и приводит к гибели сотрудников полиции и их осуждения по фактам превышения пределов правомерности применения огнестрельного оружия. [3, с. 43]

Читайте также:  Контейнерная площадка для мусора

В связи с этим хотелось бы отметить общие и специальные положения Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка при применении табельного огнестрельного оружия [4, с. 89]. В отличие от национального законодательства России должностные лица иностранного государства имеют полное право применять оружие при следующих обстоятельствах, в частности:

  1. При отражении общественно опасного посягательства, угрожающего причинением вреда здоровью, которое трудно конкретизировать (определить или предугадать).
  2. При отражении общественно опасного посягательства, угрожающего половой свободе.
  3. При похищении человека.
  4. При отражении нападения на любое транспортное средство.
  5. При отражении нападения женщины (или группы женщин), применяющей приемы рукопашного боя.
  6. При отражении нападения несовершеннолетнего (или группы несовершеннолетних), в совершенстве владеющего приемами рукопашного боя.
  7. При отражении нападения малолетнего, имеющего в руках оружие или взрывное устройство и намеревающегося его использовать. [5, с. 552]

Безусловно, внесение дополнительно указанных обстоятельств в Закон РФ «О полиции» способствовало бы изменению ситуации, позволяющей сотруднику обеспечить гарантии правомерности их действий при выполнении профессиональных обязанностей, при защите прав граждан и условий личной безопасности, однако противоречило бы положениям действующего уголовного законодательства, в части права на необходимую оборону и причинения вреда лицу, совершившему преступление при его задержании. Поэтому положения о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения являются на сегодняшний день единственным законодательно урегулированным основанием правомерности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при осуществлении возложенных на них законом обязанностей.[6, с. 192] Служа обществу и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией, уважая и защищая права человека, сотрудники полиции используют ненасильственные средства. До вынужденного применения огнестрельного оружия доходят только в тех случаях, когда использованные меры являются неэффективными или не дают основание полагать, что намеченный результат может быть достигнут. Угрожая жизни, здоровью и благополучию людей, экономической стабильности, жизнедеятельности общества в целом, преступность является одним из главных источников разрушительного воздействия на процессы социального, экономического и политического развития страны. Негативные процессы в развитии криминогенной обстановки, прогнозируемый рост количества тяжких преступлений порождают у населения чувство страха за свою жизнь и имущество, снижают доверие к органам власти, к проводимой уголовной политике. По данным опроса, проведенного «Левада-Центром», 77% опрошенных считают, что власти не могут предотвратить тяжкие преступления против личности, т.к. существующая общегосударственная система противодействия носит не предупредительный и упреждающий характер, а только реагирующий. Поэтому необходимо концептуально менять подходы к борьбе с преступностью, которая сегодня возложена исключительно на правоохранительные органы.

В сложившихся условиях органы государственной власти и правоохранительные органы не в полном объеме решают задачи противодействия и удержания преступности на социально допустимом уровне. На деятельность правоохранительных органов продолжают оказывать негативное воздействие низкий уровень оплаты труда сотрудников и непосредственно связанные с этими факторами постоянно возрастающие масштабы коррупции, «вымывания» кадрового состава из государственных органов, снижения профессионализма и результативности работы сотрудников полиции. Отсутствие недоработанности законодательного урегулирования вопросов применения огнестрельного оружия зачастую порождают чувство неуверенности сотрудника полиции в правомерности своих действий, а промедление в принятии решения на применение табельного оружия. Это ведет к падению авторитета государственной власти и правоохранительных органов. Первоочередной задачей в сфере борьбы с преступностью является развитие нормативно-правовой базы, призванной защищать права и законные интересы граждан, общества и государства. Государственная политика в данной сфере должна ориентироваться на последовательное наращивание усилий общества и государства, приоритет профилактики по отношению к уголовным и административным мерам ответственности.

В настоящее время федеральное законодательство не содержит полноценной системы мер противодействия преступности, да и нормативное обеспечение деятельности полиции с преступностью не завершено, что препятствует их эффективной работе.

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции: правовые основы

Право на использование огнестрельного оружия в первую очередь связывают с предупреждением преступлений. При реализации возложенных полномочий право на вооружение получают исключительно представители органов правопорядка исполнительной власти. Связывают эту меру пресечения с определенными административно- правовыми нормами. Применение вооружения классифицируют как меры админпресечения.

Когда можно применять

Закон «О полиции», оговаривает все случаи, когда правоохранитель может прибегнуть к применению огнестрельного оружия (при этом слово «использование» исключается). Все причины для применения подробно расписаны в частях 1 и 3 статьи 23 Закона «О полиции».

Там сказано, что объектом для применения вооружения становится физическое лицо, которое выполняет опасное правонарушение против человека, животного или транспорта. Немаловажным является соблюдение мер безопасности при обращении с оружием и наличие разрешения на пневматическое оружие. О том, можно ли использовать пневматический пистолет для самообороны смотрите по ссылке.

Другие, разрешенные законом РФ, оружейные манипуляции, выполненные в виде демонстрации, обнажения, приведения в полную готовность, нанесение физических ударов оружием без выполнения предупредительного выстрела в юридическом плане не считаются применением оружия.

Использование оружия

Сотрудником полиции

Закон говорит о применении оружия сотрудниками полиции в следующих ситуациях:

  1. С целью защиты мирных граждан во время нападения, небезопасного для жизни. Таковым считается воздействие, которое при беспрепятственном продолжении приведет к тяжелым увечьям или смерти человека.
  2. Если осуществляется нападение на правоохранителя, появляется угроза его здоровью и жизни, налицо попытка завладеть табельным оружием.

  • Если злоумышленник пытается завладеть служебным автомобилем полиции или же иной техникой, стоящей на вооружении в органах правопорядка.
  • Если человек отказывается от законных требований правоохранителей сдать оружие, боевые комплекты, взрывчатые и радиоактивные вещества, находящиеся с ним, оказывает активное сопротивление (замахивается боеприпасами, разбрасывает ядовитые вещества), выполняет действия, предоставляющие реальную угрозу для находящихся рядом лиц.
  • С целью освобождения заложников. Полицейский может применить оружие исключительно против граждан, которые могут нанести физический вред или причинить смерть заложникам. Против лиц, которые причастны к преступлению, однако физического вреда потерпевшим нанести не могут, оружие не применяется.
  • При необходимости задержать злоумышленника, во время совершения им преступления тяжкой степени против здоровья, жизни и чужого имущества. При этом подозреваемый пытается сбежать с места преступления. Полицейский должен лично увидеть факт противоправных действий, видеть, что деяние может быть продолжено, а злоумышленник пытается скрыться или оказывает сопротивление. Если же полицейского позвали свидетели, и они утверждают о совершенном преступлении, то применение оружия не допускается, поскольку лицо может оказаться непричастно к указанным деяниям.
  • Если требуется отбить вооруженное нападение, а также штурмовое нападение группы злоумышленников на государственные помещения, различные общественные заведения, организации и частное жилье.
  • Чтобы пресечь побег задержанного гражданина.
  • Лица, помещенного под стражу.
  • Гражданина, осужденного к определенному сроку лишения свободы.
  • Чтобы пресечь попытки освобождения силой таких граждан.
  • Читайте также:  Техобслуживание Вольво; калькулятор, быстрый расчет стоимости ТО

    Мы указали главные тезисы, которые оговаривает закон о применении оружия сотрудником полиции. Смотрите также материал про то, что нужно для ношения пневматического пистолетаZ.

    Сотрудниками МВД

    Страж порядка может использовать табельное оружие (например ПМм пистолет) при возникновении таких ситуаций:

    1. Когда нужно остановить транспортное средство (движущееся) путем его механического повреждения, если гражданин своими действиями создает опасную обстановку для окружающих граждан, однако не реагирует на множественные требования полицейского остановиться.
    2. Чтобы обезвредить животное, которое угрожает жизни граждан.
    3. Для подачи срочных сигналов опасности, выполнения предупредительного сигнала, чтобы позвать на помощь.
    4. Чтобы разрушить запирающие конструкции (различные устройства и их элементы), которые препятствуют проникновению полицейского на законных основаниях внутрь жилого или любого другого помещения.

    Сотрудник МВД имеет право проникать в жилые, административные и хозяйственные здания граждан в любое время суток. При этом присутствие хозяев жилья или уполномоченных лиц необязательно.

    При проникновение в различные помещения

    Согласно части 3 ст. 15 ФЗ «О полиции» предусмотрены четыре главных основания, когда полицейский вправе проникнуть в помещение:

    1. Для спасения человеческой жизни или гражданского имущества при возникновении чрезвычайных ситуаций, а во время массовых беспорядков, для обеспечения и контроля безопасности рядовых граждан.
    2. Для задержания граждан, которые по подозрению полицейского, совершили противоправные деяния.
    3. В целях пресечь готовящееся противозаконное деяние.
    4. Чтобы выяснить все обстоятельства несчастного случая.

    Спортсменам стоит посмотреть интересное видео винтовки Выхлоп.

    О том, как сделать пневматику своими руками смотрите тут.

    Как сделать пулеулавливатель для пневматики своими руками смотрите по адресу: https://pwpn.ru/komplektaciya/puleulavlivatel.html

    Гарантии соблюдения законности для правоохранителей

    Статья 16 Закона «О полиции» оговаривает гарантии персональной безопасности полицейского. Он вправе обнажать оружие и приводить его в полную боевую готовность, если, мнению правоохранителя, наступят вышеописанные причины для применения.

    Если человек держит в руках оружие, в это же время пытается подойти к полицейскому, активно сокращая расстояние между ними, или же пробует коснуться табельного оружия, страж порядка может применить имеющееся огнестрельное оружие.

    Законодательство разрешает применять оружие при наступлении вышеописанных обстоятельств против граждан, невзирая на степень вменяемости человека, его возраст, гражданство, и другие нюансы – дипломатическое и служебное положение, и т.д. Смотрите также полезный материал про первую помощь при ранениях.

    При этом запрещено применять его против инвалидов (признаки явные), лиц женского пола и несовершеннолетних (при этом возраст правонарушителя известен полицейскому или явно виден). Но если вышеуказанные граждане оказывают сопротивление, групповое или вооруженное нападение, допускают другие действия, несущие угрозу для жизни и здоровья других граждан, применения оружия разрешается.

    В данном видео вас ознакомят со статьей 23 Закона РФ “О полиции” в части применения оружия.

    Максимально серьезной мерой админпресечения считается применение огнестрельного оружия. Следствием подобных действий могут стать тяжкие телесные повреждение, в некоторых случаях оружие может привести к смерти человека.

    В таком случае полицейскому нужна дополнительная гарантия законной защиты своих действий. Обо всех случаях применения оружия правоохранитель в течение суток обязан в письменном виде (подать рапорт) сообщить начальнику отделения (управления) полиции по месту работы.

    Возможна подача рапорта по месту настоящего нахождения полицейского. Если появляется необходимость, начальник органа внутренних дел имеет право назначить проведение служебной проверки, при проведении которой будет установлена законности применения оружия.

    Если после применения оружия злоумышленник был ранен, убит, об этом в срочном порядке уведомляется прокурор.

    Рекомендуем ознакомиться со статьей о, нашумевшем в свое время, пистолете Макарова МР 371. Технику стрельбы из пистолета Макарова смотрите тут.

    Заключение

    Подводя итоги, можно сказать, что применять огнестрельное оружие полицейский может при возникновении ситуации, угрожающей жизни, здоровью, а также нанесению вреда имуществу.

    Использовать оружие можно с целью стабилизации ситуации, для упреждения преступлений, для задержания предполагаемого преступника. Про пневматический пистолет мр 661к 09 Дрозд бункерный читайте далее.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector