Ступичный подшипник – чем опасна неисправность, причины поломки

Ступичный подшипник 4 простых способа проверить пока не поздно — Советы специалистов; K-News

Многие в курсе, что есть некие подшипники в районе колёс называемые ступичными, и периодически они изнашиваются. Но на этом представления о сабже заканчиваются. Не беда! Сегодня подробно поговорим о том, что это такое и главное — как определить необходимость замены. И для начала, чуть-чуть теории.

Если без заумных определений, то ступичный подшипник — это подшипник, на котором вращается колесо. Конечно, все мы снимали колёса (ну или хотя бы присутствовали при этом таинстве) и видели, что на самОм колёсном диске никаких подшипников нет, да и на том с чего снимали, их также не видать. Правильно. Потому что подшипник сей стоит между неподвижной осью вращения и тем, к чему прикручивается колесо. Деталь, выполняющая роль неподвижной оси называется кулакили цапфа.

Небольшое пояснение: понятие «ось» в данном случае применяется именно как геометрическая ось вращения, а не как форма детали. Например, в поворотных кулаках переднеприводных машина эта ось является полой, и внутри неё проходит приводной вал. См. картинки ниже.

В свою очередь, деталь к которой непосредственно крепится колёсный диск, называется ступицей. Таким образом, если чуть-чуть напрячь голову и представить всё вышенаписанное, то выходит следующая картина: на неподвижную ось надевается подшипник (или вставляется в неё, в случае наличия привода), а на подшипник надевается ступица, к которой и прикручивается колесо. Такая вот нехитрая матрёшка. Теперь о неисправностях и самостоятельной диагностике.

Так как сегодняшний герой не отличается высокой сложностью, то и симптоматика неисправности будет вполне однозначная.

Симптом №1

Шумы. Те, кто когда-нибудь слышал как шумят/гудят сухие или изношенные подшипники, поймут о чём речь. Тем же, кто не знает, тоже отчаиваться не стоит. Если есть сомнения в исправности какого-либо ступичного, просто вывесите два колеса одной оси, поставьте коробку на нейтраль и покрутите оба. Уверен, шумящий ступичный вы определите сразу. Главное, не перепутать шум подшипника с трением колодок о тормозной диск, чтобы не поменять в испуге все четыре. ��

Симптом №2

Раз уж вывесили ось с подозреваемым колесом, пошатайте его во все стороны. Сильно изношенный подшипник даст однозначно определяемый от руки люфт. Опять же — не перепутайте люфт подшипника с люфтом рулевых наконечников (если у вас устали и они). При недостатке опыта лучше позвать друга: один шатает колесо во всех направлениях, другой смотрит на него с внутренней стороны. Уверен, вдвоём вы легко сможете определить: шатается ли колесо относительно цапфы (тогда это ступичный), или же вся цапфа в сборе люфтит относительно рулевой тяги — тогда нужно менять наконечники.

Читайте также:  Адгезивные системы и их роль в современной стоматологии - Dental Magazine

Симптом №3

Ощутимый нагрев. Очень часто ступичный подшипник начинает подклинивать, вследствие чего нагреваться. После поездки дотроньтесь рукой до колёсного (не тормозного! �� ) диска и сравните температуру на колесе попавшим под сомнения со вторым колесом этой оси. Если ступичный клинит — то температура будет заметно выше. И термометры для определения разницы вам не понадобятся, однозначно. Но опять же, мы берем ситуацию, когда уверены в исправности тормозных механизмов: перегрев может давать и закисший тормозной суппорт.

Симптом №4

И наконец, увод вбок при движении. Если ступичный уже отходит в лучший мир и сильно заедает при вращении, это скажется на прямолинейности движения. Тащить автомобиль будет в сторону колеса с неисправным подшипником. К слову, как и в варианте «3», это всегда связано с параллельным нагревом детали и может быть вызвано также подклиниванием суппорта, или механизма ручного тормоза, если речь про задние колёса. Поэтому, последние два пункта актуальны только при заведомо-исправной тормозной системе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

КАК СДЕЛАТЬ

Расскажем и научим

Как отличить гул ступичного подшипника от шума, издаваемого автомобильной резиной

Источник постороннего шума, появляющегося во время движения автомобиля, удается идентифицировать далеко не всегда. Что гудит: резина или подшипник?

Любой посторонний звук, возникающий в процессе эксплуатации машины, настораживает владельца. Особо впечатлительных же автолюбителей он способен довести до нервного истощения.

Ступичный подшипник

Одни сравнивают гул неисправного подшипника ступицы со звуком набирающей скорость электрички, у других этот шум вызывает ассоциации с летящим самолетом.

В особо запущенных случаях гул становится такой силы, что на него, помимо водителя, обращают внимание даже пассажиры.

Как гудит передний ступичный подшипник? Гул появляется при достижении автомобилем скорости движения 40-60 км/ч.

Громкость, частота и ритм гуля меняются с изменением скорости или во время выполнения поворотов направо или налево.

Если ничего не предпринимать, со временем к гулу добавятся постукивания и металлический скрежет.

При разгоне в районе ног водителя или пассажира могут чувствоваться глухие удары, а иногда биения подшипника могут приводить к вибрации педали тормоза.

Самый простой способ проверить подшипник ступицы переднего колеса – проследить за издаваемыми им звуками во время выполнения поворотов или при движении змейкой.

При повороте направо правое колесо разгружается, на левое же нагрузка возрастает. Если во время маневра гул усиливается, его причина кроется в изношенном подшипнике левого колеса. Если же шум исчезает, неисправным является подшипник правого колеса.

Читайте также:  Технические характеристики Kalina — Энциклопедия журнала За рулем

В отношении поворота налево все обстоит с точностью до наоборот.

Симптомы неисправности ступичных подшипников задних колес схожи с признаками передних.

Есть и различия. Во время выполнения поворотов характер звуков задних подшипников не меняется. Единственный способ их диагностики – вывешивание задних колес.

Люфт колеса в вертикальной и горизонтальной плоскости, гул при раскручивании безошибочно укажут на неисправность.

Вывешивание колес можно выполнять также и для диагностики передних ступичных подшипников.

Автомобильная резина

Главное отличие шума автомобильной резины от гула ступичных подшипников – его непостоянство.

Подшипник гудит постоянно, а шум покрышек в зависимости от дорожного покрытия и его температуры может то появляться, то исчезать.

Шумят как зимние, так и летние покрышки. Зимние шины становятся менее шумными со снижением температуры воздуха, летние же затихают после того, как окружающий воздух прогреется до 15 0 С и выше.

Причиной повышенной шумности автомобильной резины может быть рисунок протектора. Воздух, попадающий в его межблочное пространство, не всегда успевает отводиться наружу. Образовавшиеся миниатюрные воздушные хлопки сливаются в один глухой звук, который с увеличением скорости становится сильнее.

Шины, изготовленные из резиновой смеси низкого качества без добавления смягчителей, получаются более жесткими и более шумными.

Еще одной причиной гула, издаваемого колесами, является слишком низкое или слишком высокое давление в шинах.

Ранее описанные причины шумной резины можно условно отнести к разряду безобидных, а вот изменения геометрии шины и диска могут привести к вибрациям, способным за короткое время вывести из строя элементы ходовой части автомобиля.

Когда гудит подшипник ступицы

Благодаря дорогам нашего отечества, работники автосервиса никогда не останутся без работы. Некачественный асфальт, выступающие из полотна канализационные люки, а также всевозможные ямы и выбоины не оставляют деталям подвески ни малейшего шанса на долголетие.

Первыми из строя выходят, как правило, косточки, затем наступает черед рулевых наконечников. Но меньше всего везет тем, у кого разбивается подшипник ступицы.

Как проверить

Наверняка, многим знакома ситуация, когда к равномерному шуму резины постепенно примешивается малоприятный низкочастотный гул. Поначалу он не доставляет никаких неприятностей и на него никто не обращает внимание. Но со временем гул усиливается и начинает напоминать рев реактивного самолета, раздражая водителя и пассажиров. И если продолжать ездить, как ни в чем не бывало, можно дождаться момента, когда гул неожиданно превратится в хруст и треск. И дальнейшая эксплуатация автомобиля без риска для жизни станет невозможной.

Читайте также:  Прогноз по акциям АвтоВАЗа на 2020 год ��

Разбитый подшипник ступицы грозит водителю потерей колеса. Как правило, оно становится ребром при повороте на небольшой скорости, ну а это, в свою очередь, может привести к деформации полуоси и смерти шаровой опоры. Также нередки случаи, когда колесо заклинивает, что может привести к аварии с трагическим исходом, особенно, если это случается на трассе, где скорости намного выше, чем в городах. Непосредственной причиной этих неприятностей является перегрев ступицы, вызванный некорректной работой ее подшипника.

Почему же ступичный подшипник выходит из строя?

Во-первых, потому, что у каждого узла автомобиля есть свой ресурс, после выработки которого деталь необходимо менять на новую. Кстати, подшипник ступицы должен исправно работать не менее 100000 километров пути. Однако, нет никаких гарантий, что он прослужит именно столько времени. Причиной преждевременной порчи подшипника может стать его неправильная установка, что чаще всего и случается, или же низкое качество самой детали. Второе чаще всего присуще дешевым подшипникам, произведенным малоизвестными фирмами.

Определяют износ подшипника ступицы, в первую очередь, на слух. Водитель должен накрепко запомнить, что в автомобиле при его эксплуатации не должно быть никаких посторонних стуков и шумов. Единственное, что может создавать дополнительный звуковой эффект – это шум резины.

Но даже самые шумные покрышки вряд ли доведут пассажиров до белого каления, а вот гул подшипника – легко. Появившиеся посторонние звуки служат сигналом того, что пришло время обратиться к автодоктору. Впрочем, определить неисправность подшипника можно и самостоятельно. Для этого необходимо приподнять автомобиль на домкрате и проверить передние колеса на наличие люфта. Колесо следует взять за верхний и нижний край и попытаться раскачать его. При исправном подшипнике это сделать не удастся. В то же время наличие люфта прямо укажет на источник постороннего шума.

Ну а после того, как неполадка установлена, необходимо принять срочные меры по ее устранению. Самый простой вариант – отправиться в автосервис, где опытные мастера вернут ваш автомобиль в строй за пару часов. Но можно попытаться заменить подшипник и самостоятельно, правда, для этого необходимо иметь соответствующий инструмент и навыки.

Одним словом, не так важно, где и каким способом производить замену, как своевременное решение проблемы. Ведь каждый день эксплуатации неисправного автомобиля ведет если и не к трагедии, то к заметным капиталовложениям. Ни то, ни другое автомобилиста не порадует.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector